суббота, 9 мая 2020 г.

Фрида Вигдорова "За освещенными окнами"


Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова (Волгоград) продолжает участие во флешбуке ВМУК «Централизованная система городских библиотек» и библиотеки-филиала № 4 им. Ю. В. Бондарева «Вспоминая День Победы».

Известная писатель, правозащитница Фрида Вигдорова в 1945 году была корреспондентом «Комсомольской правды» и запечатлела реакцию москвичей на сообщение о Победе в очерке «За освещёнными окнами».

Фрида Вигдорова
ЗА ОСВЕЩЁННЫМИ ОКНАМИ

С верхнего этажа по лестнице бежал мальчуган лет двенадцати и стучал кулаком во все двери по очереди.
- Войне конец, войне конец! – кричал он, и люди невольно вспоминали, как три с лишним года назад также раздавался по ночам стук в каждую дверь и метался в пролётах возглас: «Тревога! Граждане, тревога!»
Бывает радость, которой нельзя не поделиться с другими людьми, радость такая большая, что она, кажется, может взорвать, если не высказать её. И вот, несмотря на глубокую ночь, люди вышли из своих комнат, из квартир. Двор дома № 6 по Сретенскому бульвару заполнялся народом. И снова вспомнились те далекие вечера, когда в густой темноте, теснясь и не смея зажечь спички, люди толпились на этом дворе, ожидая своей очереди у входа в бомбоубежище. Как после отбоя выносили наверх спящих детей: как однажды, выйдя из подвала жильцы дома увидели, что весь двор искрится под луной странным изломанным блеском – он был сплошь засыпан хрустящим под ногами стеклом. В ту ночь по соседству разорвалась бомба и из всех окон вылетели стёкла.
Да, с тех пор прошло почти четыре года, и каждый из тех, кто возбуждённо говорит сейчас на этом дворе, прошел большой, нелегкий путь. Нет квартиры, в которой всё осталось бы попрежнему. В семье Федора Захаровича Чепурина погибли в боях с гитлеровцами двое сыновей, молодые, крепкие юноши. В 25-й квартире из старой учительской семьи ушла на фронт дочь, едва успевшая окончить медицинский институт. А теперь она – опытный врач, зрелый человек, взрослый, уверенный, твёрдый.
Разные семьи, разные судьбы, но на каждой судьбе трудный, горький, мужественный отпечаток. Ни для кого даром не прошли эти годы; ни для тех, кто жизнью рисковал на поле брани, ни для тех, кто с мучительной тоской ждал здесь заветных писем без марки.

Много домов. Они теснятся друг к другу, и сегодня вы можете зайти в любой, постучаться в каждую дверь. Вам не удивятся. Сегодня нельзя неприветливо встретить – незнакомый гость не чужой, с ним поделятся самым волнующим чувством, объединяющим всех: война кончилась!
И вы заходите в одну из квартир этого огромного серого здания, одиноко стоящего среди маленьких домиков в переулке Большие Каменщики.
Здесь квартира Дмитрия Авксентьевича и Александры Яковлевны Барченковых. Небольшая комната освещена настольной лампой под пёстрым абажуром. С дивана поблескивает сердитыми зелёными глазами чёрный кот Вакса.
Всё тихо, уютно, спокойно. А в лице женщины счастье и тревога.
- Да, сын в армии, в Берлине. Ему 24 года. А воюет с самого начала – брал со своей частью Брест, Ригу, Варшаву. Имеет три ордена и две медали.
Раздаётся телефонный звонок. Александра Яковлевна берёт трубку и, отвечая на чей-то вопрос, говорит взволнованно:
- Нет-нет, не разбудили… Разве сейчас спит хоть кто-нибудь?.. Как я себя чувствую? Никак я себя не чувствую, просто сердце хочет выскочить.
Дмитрий Авксентьевич разговаривает сдержанно, даже сурово, только руки немного дрожат и одна папироска следует за другой.
Мы склоняемся над картой, и отец показывает трудный и славный путь, пройденный его сыном. Карта Германии испещрена флажками. А рядом – карта России. Она уже свободна, на ней нет флажков. Но проведите по ней рукой – она вся шершавая, вся израненная. Это следы флажков, шрамы минувших боёв, прошедших по её живому телу – телу нашей Родины.
На столе – огромная кипа писем – с 41-го по 45-й год. На каждом конверте рукой отца сделана пометка: дата отправки и дата получения. И отец помнит каждую фразу, каждое слово в этом ворохе писем. Это история войны от первых горьких дней до нынешнего счастливого мая. И в самых первых письмах – горячие, полные решимости слова: «Мама, голубушка, верь – будем в Берлине! Война кончится нашей победой!»
Это огромная осуществлённая мечта. Она должна была осуществиться. Эта уверенность никогда не покидала советских людей. И вот настал день свершения. И те семьи, где многих дорогих не хватает, и те, что ждут возвращения своих близких, - все объединены сейчас огромным чувством счастья: война кончилась!

Источник:
Вигдорова, Ф. За освещенными окнами / Ф. Вигдорова // Комсомольская правда. – 1945. – 9 мая. – С. 3.

Подготовила Марина Урусова


Комментариев нет:

Отправить комментарий