«Судьба человека», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину»,
«Поднятая целина» и много других произведений М. А. Шолохова нашли свое
отображение на экране. Кинематограф привлекали яркие образы, человеческие
судьбы. Особенно полно, без прикрас
показана жизнь казачества, события, происходящие в станицах и хуторах Тихого
Дона.
В мае 1933 года, с предложением экранизировать роман
«Поднятая целина» к писателю обращался кинорежиссер Николай Шенгелая. Шолохов
дал согласие, и осенью они начали работу, оператор Антон Поликевич снял хутора
и станицы, казаков, внешне похожих на героев романа. Однако руководители
Московской кинофабрики приняли решение прекратить производство фильма, так как
картины раскулачивания были показаны слишком трагично, а смягчить их Шолохов
отказался.
Первая экранизация романа «Поднятая целина» была
черно-белой и снята по первой части произведения.
Съёмки проводились в павильоне и заняли
меньше года. Съемки начались в 1939 году, а
премьера фильма состоялась 5 мая 1940 года.
Кинодраматург Сергей Ермолинский, приехав в станицу
Вёшенскую, написал сценарий в соавторстве с М.А. Шолоховым. В этот вариант
сценария писатель перенёс немало фрагментов, созданных совместно с Н. Шенгелая,
в частности, начальные эпизоды и финал. Сценарий передавал не только тему и
главные черты содержания, но и дух книги в целом.
Режиссера фильма Юлия Райзмана привлекло повествование о
проведении коллективизации на Дону, проходящей в острых противоречиях и
трудностях. С.А. Ермолинский вспоминал: «То
обстоятельство, что сценарный план излагал самое существенное из романа, брал
из него важнейшие звенья, а не боковые, расположило Шолохова к экранизации его
произведения, и он включился в нашу работу… Встретимся мы для уточнения той или
иной сцены, а минут через 15 смотришь – разговор переползает на другую тему.
Шолохов начинал что-нибудь вспоминать, и вернуть его к сценарию в такой вечер
уже не удавалось. Но беседы эти немало нам прибавляли в понимании той жизни, о
которой предстояло рассказать с экрана».
В главных ролях заняты артисты: Борис Добронравов -
Давыдов, Михаил Болдуман - Нагульнов, Владимир Дорофеев - дед Щукарь, Александр
Хованский - Майданников. В фильме звучит музыка Георгия Свиридова.
Зрители смотрели фильм с большим
интересом. После премьеры в печати появились похвальные отклики, однако
широкого признания картина не получила и довольно быстро сошла с экранов.
Второй фильм уже цветной трехсерийный снят на студии «Ленфильм» режиссером
А. Г. Ивановым. Сценарий Юрия Лукина и Фёдора
Шахмагонова. В фильме звучит музыка композиторов Олега Каравайчука и Юрия Левитина.
В апреле 1959 года по рекомендации М.А.Шолохова в селе
Ольховый Рог Миллеровского района Ростовской области начались съемки некоторых
эпизодов фильма «Поднятая целина». Натурные
съемки по совету М. А. Шолохова проводились в районе станицы Каргинской, города
Миллерово и поселка Ново-Батайский. «Сон Нагульнова» снимался на миллеровском
аэродроме. В массовках участвовали жители села. Первоначально
планировалось снять две серии, но во время съёмок вышла вторая книга «Поднятой
целины» и было принято решение снять третью серию. Глубокая осень, в Ростовской
области идёт снег. Съёмки третьей серии фильма проходили в Абхазии. Именно там
снята сцена с неудачным кашеварством Щукаря.
Александр Гаврилович Иванов собрал поистине звездный состав
– Евгений Матвеев, Людмила Хитяева, Петр Чернов, Николай Крючков, Игорь
Дмитриев, Пётр Глебов и др.
27 апреля 1960 года на экраны страны вышла первая серия
знаменитого романа Михаила Шолохова, а 29 апреля 1961 года – третья серия. Фильм
стал лидером проката: его посмотрели 30,2 миллиона человек.
Время меняется, меняются города и страны. Наша страна тоже
претерпела изменения. По-разному можно относиться к коллективизации,
раскулачиванию. Но до сих пор эта экранизация не оставляет равнодушными никого
и знаменитый роман М.А.Шолохова не потерял своей художественной ценности, и не
перестал быть актуальным.
Подготовила Елена Сергеевна Короткова
Комментариев нет:
Отправить комментарий