вторник, 20 мая 2025 г.

Потомственный авиаконструктор Алексей Туполев

 

20 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения советского авиаконструктора Алексея Андреевича Туполева, сына известного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 года в Москве в семье знаменитого советского ученого и авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962). 

Во время Великой Отечественной войны с родителями, ещё не окончив средней школы, был эвакуирован в Омск. В 1942 году окончил среднюю школу. 

С 1942 года по 1949 год работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны. 

В 1949 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работал в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год — главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ. Алексей Туполев принимал участие в создании многих военных самолётов марки «Ту» и их модификаций — Ту-2, Ту-4, Ту-70, Ту-16, Ту-22; в разработке пассажирских самолётов Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134. 

В первой половине 1957 года в ОКБ Туполева был организован специальный отдел «К», руководство которым было поручено Алексею Андреевичу. Перед новым структурным подразделением стояла ответственная задача по созданию беспилотных авиационных комплексов. Именно с этого момента началась активная разработка изделия «С», более известного как Ту-121.

Численность сотрудников отдела «К» стремительно росла и к началу 1970-х годов достигла 750–780 человек, что превратило подразделение в центр инновационных разработок в области советской авиации.

По воспоминаниям современников, это был слаженный коллектив единомышленников Алексея Туполева, который, впервые став руководителем темы, быстро приобрел заслуженный авторитет не только в своем коллективе, но и на смежных предприятиях, а также, самое главное, – у руководства министерства обороны страны и авиапрома.

Технологии, разработанные для Ту-121, послужили фундаментом для создания последующих летательных аппаратов. Работы отдела Алексея Туполева стали важным этапом на пути к созданию более совершенных беспилотников, заложив основы советской разведывательной авиации.

В начале 1960-х годов Алексею Андреевичу было поручено важное задание — проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета. Амбициозный проект стал настоящим вызовом для советского авиастроения, требовавшим принципиально новых технических решений и смелых инженерных подходов. Под руководством Туполева коллектив конструкторов преодолевал множество технических трудностей на пути создания революционного лайнера.

В результате, 31 декабря 1968 года совершил свой первый испытательный полет самолет Ту-144, запечатлев эту дату в истории мировой авиации как день первого в мире полета сверхзвукового транспортного воздушного средства. Это событие произошло на два месяца раньше, чем аналогичный старт британо-французского сверхзвукового лайнера «Конкорд».

А 5 июня 1969 года Ту-144 вновь вошел в историю, впервые в мировой транспортной авиации преодолев звуковой барьер. Эти достижения стали триумфом советской авиационной науки и доказали лидирующие позиции СССР в области сверхзвуковых пассажирских перевозок.

«Слишком необычен самолет, у него нет прототипов в военной, а тем более в гражданской авиации. Все вплоть до пневматиков шасси, которые, как правило, выбираются по каталогам готовых изделий, создавалось заново», — говорил Алексей Туполев о Ту-144.

С удивительной настойчивостью и последовательностью Алексею Андреевичу, уже как генеральному конструктору, приходилось отстаивать новые решения и доказывать необходимость эксплуатации Ту-144. Лайнер был проектом беспрецедентной сложности, требовавшим колоссального объема научных и инженерных изысканий. Как утверждает Алексей Амелюшкин, главный энтузиаст сохранения Ту-144 в России, ни один другой авиационный проект не мог сравниться с ним по масштабу.

До окончания регулярных пассажирских перевозок в мае 1978 года лайнеры Ту-144 совершили 55 коммерческих рейсов, в ходе которых было перевезено 3284 пассажира.

Научно-технические разработки, выполненные в рамках программы Ту-144, создали основу для успешной реализации других проектов ОКБ по созданию сверхзвуковых тяжелых самолетов. Многие инновационные решения в области аэродинамики, компоновочных схем, а также принципы проектирования бортовых систем и агрегатов впоследствии были применены при создании стратегических бомбардировщиков Ту-22М и Ту-160.

В первой половине 1970-х годов в ОКБ имени А.Н. Туполева начался процесс обновления руководящего состава. Естественная смена поколений привела к тому, что в 1973 году, вскоре после кончины А.Н. Туполева, Алексей Андреевич Туполев был назначен на должность генерального конструктора.

Параллельно с работой над серийной версией сверхзвукового лайнера Ту-144 А.А. Туполев активно участвовал в модернизации летных характеристик стратегических бомбардировщиков Ту-22М2 и Ту-22М3, занимался разработкой Ту-95МС, а также курировал ввод в эксплуатацию пассажирского самолета Ту-154Б. За успешное создание модификации Ту-154Б Туполев-младший был удостоен Ленинской премии. Под руководством Алексея Туполева КБ продолжило создавать революционные и прорывные проекты.

В 1970-е годы начались научные работы по конструированию самолета, одна из силовых установок которого работала на криогенном топливе — жидком водороде. В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию такой машины. Базой для экспериментального лайнера стал пассажирский Ту-154.

В 1984 году Туполев был избран академиком Академии наук СССР (ныне Российская академия наук), внёс значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР. 

15 апреля 1988 года поднялась в небо машина под названием Ту-155. Это событие вошло в историю как первый в мире полет на криогенном топливе.

Огромное количество предприятий и организаций авиационной промышленности, а также смежных отраслей участвовали в создании стратегического бомбардировщика Ту-160. Благодаря организаторскому и инженерному таланту Алексея Андреевича, конструкторскому бюро удалось объединить усилия тысяч специалистов для разработки самолета, уникального по своей компоновке, конструкции и примененным технологическим решениям. При этом защита проекта, его успешная презентация, сыграли весьма существенную роль в дальнейшей судьбе летной машины.

Из воспоминаний генерал-полковника СССР В.В. Решетникова, принимавшего участие в научно-техническом совете, на котором был представлен аванпроект будущего легендарного сверхзвукового «стратега» Ту-160:

«Всматриваясь в развешенные на стене плакаты, я с удивлением узнал на них знакомые черты самолета Ту-144. Неужто тот самый? Своими техническими и летными характеристиками он не дотягивал до заданных, грешил невысоким уровнем надежности, был неэкономичен и сложен в эксплуатации. <…> Спустя минут пять, а может, десять, я поднялся и, прервав доклад, сообщил, что дальше мы рассматривать предлагаемый проект не намерены, поскольку спроектированный в свое время для нужд «Аэрофлота» пассажирский самолет даже в новом облике не сможет избавиться от присущих свойств, совершенно излишних в боевом варианте, и вместе с тем не сумеет воплотить в себе заданные требования для стратегического бомбардировщика. Алексей Андреевич, видимо, был готов к такому обороту дела. Ни слова не возразив, он повернулся к центральному, самому крупному плакату, взял его за «загривок» и с силой потянул вниз. В полной тишине раздался треск рвущегося ватмана. Затем, оборотясь в мою сторону, извинился и сообщил, что для рассмотрения нового аванпроекта он пригласит нас к себе снова». Из книги В.В. Решетникова «Что было – то было»

По мнению Решетникова, на Алексея Андреевича тогда оказывал давление министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, желавший дать вторую жизнь Ту-144, но уже в военном варианте. И с поставленной задачей по созданию сверхзвукового бомбардировщика КБ, возглавляемое Алексеем Андреевичем, справилось блестяще, представив новый аванпроект, который и стал основой для легендарного «Белого лебедя».

В результате страна увидела самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. Ту-160 и по сей день остается непревзойденным образцом инженерной мысли, и вместе с его глубоко модернизированным вариантом Ту-160М является неотъемлемой частью стратегической ядерной триады России.

После того как Алексей Андреевич Туполев возглавил КБ, он инициировал проведение целого ряда последовательных научно-исследовательских работ, посвященных созданию перспективного самолета Ту-204. Благодаря совместным усилиям Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и конструкторского бюро появилась возможность воплотить в жизнь тщательно проработанные идеи в рамках проекта Ту-204. Этот самолет проектировался с учетом международных требований, предъявляемых к авиационной технике.

Определение ключевых характеристик самолета Ту-204, которое позволило в дальнейшем разработать целое семейство его модификаций, стало значительным достижением возглавляемого А.А. Туполевым коллектива. Эти самолеты должны были стать самыми распространенными, рентабельными и экологически безопасными гражданскими воздушными судами в стране.

Еще одним важным проектом, инициированным А.А. Туполевым, стал высокоэкономичный самолет Ту-334, который имел значительную степень унификации с Ту-204. Его планировалось запустить в производство практически одновременно с Ту-204, чтобы занять нишу ближнемагистральных перевозок. Разработка Ту-334 стала последним крупным проектом, над которым работал генеральный конструктор А.А. Туполев. Он очень надеялся, что связка Ту-204 и Ту-334 повторит успех дуэта Ту-154 и Ту-134. Этим планам, увы, не суждено было сбыться…

Люди, знавшие Алексея Андреевича Туполева, отмечают, что он был человеком, способным генерировать нестандартные идеи и принимать нетривиальные решения. Его выделяла также и другая особенность — умение мгновенно определять ценность того или иного предложения и сразу же принимать их в разработку. По словам многих туполевских инженеров, находясь в тени великого отца, Алексей Андреевич постоянно чувствовал, что от него ожидают чего-то особенного, что он не такой как все. Его непрерывно сравнивали, оценивали, примеряли к «золотому стандарту».

Жизнь Алексея Туполева оборвалась 12 мая 2001 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 

Наследие Туполева-младшего продолжает жить и вдохновлять. Сегодня АО «Туполев» продолжает дело двух лидеров отечественного самолетостроения – Андрея Николаевича и Алексея Андреевича Туполевых.

Предприятие бережно хранит традиции отечественной авиационной школы, осуществляя выпуск и обслуживание: Ту-160М — межконтинентального сверхзвукового стратегического ракетоносца, Ту-95МС — турбовинтового стратегического ракетоносца, Ту-22М3 — дальнего ракетоносца-бомбардировщика, Ту-214 — современного пассажирского самолета. Эти машины продолжают нести службу, являясь живым свидетельством непреходящей ценности конструкторских решений, заложенных их создателями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий