20 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения советского
авиаконструктора Алексея Андреевича Туполева, сына известного авиаконструктора
Андрея Николаевича Туполева.
Алексей Андреевич Туполев родился 20
мая 1925 года в Москве в семье знаменитого советского ученого и
авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962).
Во время Великой Отечественной войны с
родителями, ещё не окончив средней школы, был эвакуирован в Омск. В 1942 году
окончил среднюю школу.
С 1942 года по 1949 год работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
В 1949 году окончил Московский
авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работал в должности
ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год — главного конструктора завода и
заместителя генерального конструктора ОКБ. Алексей Туполев принимал
участие в создании многих военных самолётов марки «Ту» и их модификаций —
Ту-2, Ту-4, Ту-70, Ту-16, Ту-22; в разработке пассажирских самолётов Ту-104,
Ту-114, Ту-124, Ту-134.
В первой половине 1957 года в ОКБ
Туполева был организован специальный отдел «К», руководство которым было
поручено Алексею Андреевичу. Перед новым структурным подразделением стояла
ответственная задача по созданию беспилотных авиационных комплексов. Именно с
этого момента началась активная разработка изделия «С», более известного как
Ту-121.
Численность сотрудников отдела «К»
стремительно росла и к началу 1970-х годов достигла 750–780 человек, что
превратило подразделение в центр инновационных разработок в области советской
авиации.
По воспоминаниям современников, это был
слаженный коллектив единомышленников Алексея Туполева, который, впервые став
руководителем темы, быстро приобрел заслуженный авторитет не только в своем
коллективе, но и на смежных предприятиях, а также, самое главное, – у
руководства министерства обороны страны и авиапрома.
Технологии, разработанные для Ту-121,
послужили фундаментом для создания последующих летательных аппаратов. Работы
отдела Алексея Туполева стали важным этапом на пути к созданию более
совершенных беспилотников, заложив основы советской разведывательной авиации.
В начале 1960-х годов Алексею
Андреевичу было поручено важное задание — проектирование первого в мире
сверхзвукового пассажирского самолета. Амбициозный проект стал настоящим
вызовом для советского авиастроения, требовавшим принципиально новых технических
решений и смелых инженерных подходов. Под руководством Туполева коллектив
конструкторов преодолевал множество технических трудностей на пути создания
революционного лайнера.
В результате, 31 декабря 1968 года
совершил свой первый испытательный полет самолет Ту-144, запечатлев эту
дату в истории мировой авиации как день первого в мире полета сверхзвукового
транспортного воздушного средства. Это событие произошло на два месяца раньше,
чем аналогичный старт британо-французского сверхзвукового лайнера «Конкорд».
А 5 июня 1969 года Ту-144 вновь вошел в
историю, впервые в мировой транспортной авиации преодолев звуковой барьер. Эти
достижения стали триумфом советской авиационной науки и доказали лидирующие
позиции СССР в области сверхзвуковых пассажирских перевозок.
«Слишком необычен самолет, у него
нет прототипов в военной, а тем более в гражданской авиации. Все вплоть до
пневматиков шасси, которые, как правило, выбираются по каталогам готовых
изделий, создавалось заново», —
говорил Алексей Туполев о Ту-144.
С удивительной настойчивостью и
последовательностью Алексею Андреевичу, уже как генеральному конструктору,
приходилось отстаивать новые решения и доказывать необходимость эксплуатации
Ту-144. Лайнер был проектом беспрецедентной сложности, требовавшим колоссального
объема научных и инженерных изысканий. Как утверждает Алексей Амелюшкин,
главный энтузиаст сохранения Ту-144 в России, ни один другой авиационный проект
не мог сравниться с ним по масштабу.
До окончания регулярных пассажирских
перевозок в мае 1978 года лайнеры Ту-144 совершили 55 коммерческих рейсов, в
ходе которых было перевезено 3284 пассажира.
Научно-технические разработки,
выполненные в рамках программы Ту-144, создали основу для успешной реализации
других проектов ОКБ по созданию сверхзвуковых тяжелых самолетов. Многие
инновационные решения в области аэродинамики, компоновочных схем, а также
принципы проектирования бортовых систем и агрегатов впоследствии были применены
при создании стратегических бомбардировщиков Ту-22М и Ту-160.
В первой половине 1970-х годов в ОКБ
имени А.Н. Туполева начался процесс обновления руководящего состава.
Естественная смена поколений привела к тому, что в 1973 году, вскоре после
кончины А.Н. Туполева, Алексей Андреевич Туполев был назначен на должность
генерального конструктора.
Параллельно с работой над серийной
версией сверхзвукового лайнера Ту-144 А.А. Туполев активно участвовал в
модернизации летных характеристик стратегических бомбардировщиков Ту-22М2 и
Ту-22М3, занимался разработкой Ту-95МС, а также курировал ввод в
эксплуатацию пассажирского самолета Ту-154Б. За успешное создание модификации
Ту-154Б Туполев-младший был удостоен Ленинской премии. Под руководством Алексея
Туполева КБ продолжило создавать революционные и прорывные проекты.
В 1970-е годы начались научные работы
по конструированию самолета, одна из силовых установок которого работала на
криогенном топливе — жидком водороде. В середине 1980-х годов специалисты ОКБ
А.Н. Туполева приступили к созданию такой машины. Базой для экспериментального
лайнера стал пассажирский Ту-154.
В 1984 году Туполев был избран
академиком Академии наук СССР (ныне Российская академия наук), внёс
значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук
СССР.
15 апреля 1988 года поднялась в небо машина
под названием Ту-155. Это событие вошло в историю как первый в мире полет на
криогенном топливе.
Огромное количество предприятий и
организаций авиационной промышленности, а также смежных отраслей участвовали в
создании стратегического бомбардировщика Ту-160. Благодаря организаторскому и
инженерному таланту Алексея Андреевича, конструкторскому бюро удалось
объединить усилия тысяч специалистов для разработки самолета, уникального по
своей компоновке, конструкции и примененным технологическим решениям. При этом
защита проекта, его успешная презентация, сыграли весьма существенную роль в
дальнейшей судьбе летной машины.
Из воспоминаний генерал-полковника СССР
В.В. Решетникова, принимавшего участие в научно-техническом совете, на котором
был представлен аванпроект будущего легендарного сверхзвукового «стратега»
Ту-160:
«Всматриваясь в развешенные на стене
плакаты, я с удивлением узнал на них знакомые черты самолета Ту-144. Неужто тот
самый? Своими техническими и летными характеристиками он не дотягивал до
заданных, грешил невысоким уровнем надежности, был неэкономичен и сложен в
эксплуатации. <…> Спустя минут пять, а может, десять, я поднялся и,
прервав доклад, сообщил, что дальше мы рассматривать предлагаемый проект не
намерены, поскольку спроектированный в свое время для нужд «Аэрофлота»
пассажирский самолет даже в новом облике не сможет избавиться от присущих
свойств, совершенно излишних в боевом варианте, и вместе с тем не сумеет
воплотить в себе заданные требования для стратегического бомбардировщика.
Алексей Андреевич, видимо, был готов к такому обороту дела. Ни слова не
возразив, он повернулся к центральному, самому крупному плакату, взял его за
«загривок» и с силой потянул вниз. В полной тишине раздался треск рвущегося
ватмана. Затем, оборотясь в мою сторону, извинился и сообщил, что для
рассмотрения нового аванпроекта он пригласит нас к себе снова». Из книги В.В. Решетникова «Что было – то было»
По мнению Решетникова, на Алексея
Андреевича тогда оказывал давление министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, желавший
дать вторую жизнь Ту-144, но уже в военном варианте. И с поставленной задачей
по созданию сверхзвукового бомбардировщика КБ, возглавляемое Алексеем
Андреевичем, справилось блестяще, представив новый аванпроект, который и стал
основой для легендарного «Белого лебедя».
В результате страна увидела самый
крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой
геометрией крыла. Ту-160 и по сей день остается непревзойденным образцом
инженерной мысли, и вместе с его глубоко модернизированным вариантом Ту-160М
является неотъемлемой частью стратегической ядерной триады России.
После того как Алексей Андреевич
Туполев возглавил КБ, он инициировал проведение целого ряда последовательных
научно-исследовательских работ, посвященных созданию перспективного самолета
Ту-204. Благодаря совместным усилиям Центрального аэрогидродинамического
института (ЦАГИ) и конструкторского бюро появилась возможность воплотить в
жизнь тщательно проработанные идеи в рамках проекта Ту-204. Этот самолет
проектировался с учетом международных требований, предъявляемых к
авиационной технике.
Определение ключевых характеристик
самолета Ту-204, которое позволило в дальнейшем разработать целое семейство его
модификаций, стало значительным достижением возглавляемого А.А. Туполевым
коллектива. Эти самолеты должны были стать самыми распространенными,
рентабельными и экологически безопасными гражданскими воздушными судами в
стране.
Еще одним важным проектом,
инициированным А.А. Туполевым, стал высокоэкономичный самолет Ту-334, который
имел значительную степень унификации с Ту-204. Его планировалось запустить в
производство практически одновременно с Ту-204, чтобы занять нишу ближнемагистральных
перевозок. Разработка Ту-334 стала последним крупным проектом, над которым
работал генеральный конструктор А.А. Туполев. Он очень надеялся, что связка
Ту-204 и Ту-334 повторит успех дуэта Ту-154 и Ту-134. Этим планам, увы, не
суждено было сбыться…
Люди, знавшие Алексея Андреевича
Туполева, отмечают, что он был человеком, способным генерировать нестандартные
идеи и принимать нетривиальные решения. Его выделяла также и другая особенность
— умение мгновенно определять ценность того или иного предложения и сразу же
принимать их в разработку. По словам многих туполевских инженеров, находясь в
тени великого отца, Алексей Андреевич постоянно чувствовал, что от него ожидают
чего-то особенного, что он не такой как все. Его непрерывно сравнивали,
оценивали, примеряли к «золотому стандарту».
Жизнь Алексея Туполева оборвалась 12
мая 2001 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Наследие Туполева-младшего продолжает
жить и вдохновлять. Сегодня АО «Туполев» продолжает дело двух лидеров
отечественного самолетостроения – Андрея Николаевича и Алексея Андреевича
Туполевых.
Предприятие бережно хранит традиции отечественной авиационной школы, осуществляя выпуск и обслуживание: Ту-160М — межконтинентального сверхзвукового стратегического ракетоносца, Ту-95МС — турбовинтового стратегического ракетоносца, Ту-22М3 — дальнего ракетоносца-бомбардировщика, Ту-214 — современного пассажирского самолета. Эти машины продолжают нести службу, являясь живым свидетельством непреходящей ценности конструкторских решений, заложенных их создателями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий