Илья Сергеевич
Глазунов
(10 июня 1930, Ленинград, РСФСР, СССР — 9 июля 2017, Москва, Россия) —
советский и российский художник-живописец почвеннического направления,
сценограф, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), Народный
художник РСФСР (1979), Народный художник СССР (1980), полный кавалер ордена «За
заслуги перед Отечеством». Основатель и ректор Российской академии живописи,
ваяния и зодчества.
Родился
10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя
по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга
Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг,
потомки петербургского немецкого фабриканта Г. И. Флуг.
Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».
Жил
в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в
Ленинград. Учился в Ленинградской средней художественной школе, в Ленинградском
институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской Б. В. Иогансона (1951—1957). По
распределению был направлен в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, оттуда
перевёлся в Иваново, затем — в Москву.
В
начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве
состоялась первая выставка работ художника, имевшая большой успех
Его
долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов:
«которому я обязан буквально всем». Позднее Глазунова поддерживал Михаил Суслов.
В
1977 году выставка, содержащая картину «Мистерия XX века» (работа 1978 года),
была закрыта, так как «противоречила советской идеологии».
С
1978 года руководил мастерской портрета в Московском художественном институте
им. В. И. Сурикова.
В
1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и
народного искусства и стал его директором.
С
1987 года — бессменный ректор созданной по его инициативе Российской академии
живописи, ваяния и зодчества.
31
августа 2004 года была торжественно открыта Московская государственная
картинная галерея Ильи Глазунова.
10
июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин
посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая
картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы
меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик.
<…> Им как будто колбасу режут». Художник обязался картину исправить и
похвалил главу правительства за «хороший глазомер.
Скончался
9 июля 2017 года в Москве на 88-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем
кладбище. 2 октября 2020 года на его могиле был открыт памятник.
Личная
жизнь
Первая
жена (с 1956 по 1986) — Нина Виноградова-Бенуа (1936—1986), по официальной
версии покончила жизнь самоубийством. Глазунов считал, что её смерть —
убийство.
Сын
Иван Глазунов (род. 1969), художник, автор полотна «Распни его!», картин из
жизни русских святых, пейзажей русского севера. Народный художник Российской
Федерации (2020).
Четверо
детей, в том числе дочь Ольга, художник.
Дочь
Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета
Феодоровна перед казнью в Алапаевске».
Будучи
женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.
Кадочникова вспоминала:
Глазунов
поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому.
На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это
вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему,
гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза.
Понимала, что ему необходима. Да, он
любил меня. И терзал…
Вторая
жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи
Глазунова.
Творчество
Ранние
живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в
академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда
заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского
экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус»,
«1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано
Бруно»).
Цикл
графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в
студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник
изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и
интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних
графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую
архитектуру и человека.
Живописное
полотно «Мистерия XX века» (1978 и 1999). В картине представлены наиболее
выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и
катастрофами.
Живописное
полотно «Вечная Россия», представляющее историю и культуру России за тысячу лет
(1988).
Исполненные
в графически стилизованной манере произведения, посвящённых русской старине:
циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
Серия
работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о
Великом Инквизиторе»).
Создал
живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и
цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980).
Картина
«Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
Создал
серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей,
писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен,
Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель
Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт
Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
Театральный
художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь
Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской
опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
Участвовал
в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого
Кремлёвского дворца.
На
последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже
(2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма»,
«Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом,
выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет
художника «И снова весна».
Общественная
деятельность
В
1970-е годы выступил против Генерального плана реконструкции Москвы,
угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с
единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий
утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности
коммунистического руководства.
Ему и композитору Вячеславу Овчинникову
удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК
КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован
общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан
общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не
могли быть допущены.
Участвовал
в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры,
давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных
памятников.
По
инициативе художника в Москве в 1987 году была создана Российская академия
живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям
«живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура»,
«история и теория изобразительного искусства». Со дня основания являлся её
ректором.
В
1991 году был одним из инициаторов создания Петровской академии наук и
искусств.
26 июля 2010 года был утверждён почётным членом Патриаршего совета по культуре.
Глазунов
был сторонником монархии, сословных привилегий и ограничений, противником демократии
и равенства прав. В целом Глазунов придерживался традиционных православных
позиций.
Подчёркивая
важность православного христианства, он призывает не забывать о «древних русах
— внуках Даждьбога», поскольку, по его мнению, именно они создали Святую Русь. Он вообще всегда был за великую Россию, как он
говорил на пафосе, для него абсолютно искреннем. Он никогда не хотел
эмигрировать — это было бы для него наказанием. Хотя у него было много
возможностей остаться в другой стране. Он говорил: «Лучше на нарах в России,
чем во дворце за границей». Он никогда не покинул бы Россию, хотя и носил итальянские
галстуки — в этом он был артист. Да. Патриоты видели в нем чужой лоск — красные
«Мальборо», белые рубашки, галстуки, костюмы… Либералы, напротив, видели в нем
суперпатриота.
А
он просто был собой, чему можно только позавидовать.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий