19 апреля 1834 года (190 лет назад) родился
художник-передвижник Григорий Григорьевич Мясоедов.
Художник Григорий Мясоедов родился 19
апреля 1834 года в селе Паньково, принадлежащем Тульской губернии. Обучаться
рисованию мальчик начал в Орловской гимназии, но, не окончив её, переехал в
Санкт-Петербург, где поступил в Академию художеств (1853).
В 1861 г., еще будучи студентом, молодой художник создал полотно «Поздравление молодых», за которое удостоился малой золотой медали. А уже в следующем 1862 г. за полотно «Бегство Григория Отрепьева» ему была вручена большая золотая медаль. В.В. Стасов отозвался об этих работах как об одних из первых шагов к развитию исторического реализма в русской живописи. В дальнейшем исторический жанр будет присутствовать в творчестве художника постоянно.
По окончании Академии Художеств Мясоедов
в качестве пенсионера отправился за границу. Художник работал во
Флоренции, Риме, Париже, Испании. Самыми известными его
произведениями, созданными в этот период, являются «Франческа да-Римини», а
также «Похороны у испанских цыган».
В 1869 г. Мясоедов возвращается в Россию.
Вскоре за полотно «Заклинания» ему было присвоено звание академика. Еще в
Европе у художника зародился замысел создания товарищества передвижников, в
итоге в конце 1870 г. было организовано первое собрание членов этого
сообщества. В ноябре 1871 г. в Петербурге состоялось открытие Первой
передвижной художественной выставки, которая затем была показана и в других
городах: Киеве, Москве, Харькове. На этой выставке была представлена
работа Г. Мясоедова «Дедушка русского флота», созданная в 1871 г. А уже
весной 1872 состоялась Вторая выставка, где можно было видеть знаменитую
картину художника «Земство обедает».
Григорий Мясоедов проявлял большой
интерес к крестьянской жизни. И если картина «Земство обедает» является по
своей направленности острокритической, то другие его работы повествуют о
народных поверьях и обрядах («Засуха», 1878-1880; «Опахивание», 1876), о
радости крестьянского труда («Косцы»). Сюжеты исторического жанра нашли свое
воплощение в картинах «Чтение положения 19.02.1861 г.» (1873 г.) и
«Самосожжение» (1884 г.).
Не чужда была художнику и пейзажная
живопись, его полотна, написанные в этом жанре, отличаются выразительностью
мотивов и вместе с тем простотой («Дорога во ржи», «Сумерки», «Скалы Гурзуфа»,
все написаны в 1881 г.) Иногда Мясоедов писал и портреты, но портретистом его
все же назвать нельзя.
Григорий Мясоедов был человеком сложным,
в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких
нестерпимым. Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с
молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но
свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно
перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его.
Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять
материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой… Наконец
Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание
другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал
Репину для картины. Впрочем, в 7-летнем возрасте ребёнок объединился с отцом,
который забрал его из приёмной семьи. Тёплых отношений у отца и сына не
получилось.
Последние годы жизни Мясоедов провел под
Полтавой в большой усадьбе Павленки с парком, прудом и садом. Здесь он
организовал школу рисования и создал декорации для местного театра.
Скончался Григорий Мясоедов в декабре 1911
года. После его смерти сын Иван распродал не только картины отца, но и его
коллекцию картин, подаренных другими художниками, а перед своим отъездом в эмиграцию
уничтожил всё, связанное с отцом.
Именем Григория Мясоедова названа улица в
г. Орёл и Орловское художественное училище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий