Третья встреча
«Исторического четверга» 2024 года была посвящена знаменательной дате. 50 лет
назад - 27 апреля 1974 года на XVII
съезде ВЛКСМ было объявлено о начале ударной комсомольской стройке
Байкало-Амурской магистрали.
Встреча
началась с клипа «Песня о БАМе» (слова Роберта Рождественского, музыка Оскара
Фельцмана, исполнитель – Муслим Магомаев).
Как только отзвучали последние аккорды песни, ведущая лектория М. Н. Урусова объяснила, что в действительности история БАМа началась значительно раньше 1974 года, и участники встречи уже косвенно прикоснулись к этой странице отечественной истории, когда мы проводили встречи, посвящённые озеру Байкал и Русско-Японской войне. Во время разговора о Байкале прозвучала информация о постройке Транссиба, прошедшего по южной границе озера, а во время Русско-Японской войны одной из причин поражения России стала малая пропускная способность Транссиба, что привело к плохому снабжению нашей армии.
Необходимость в постройке железной дороги и связи Европейской части России с Азиатской понимали все, поэтому первый проект дороги, названной тогда Великая Сибирская магистраль, появился на свет ещё в середине XIX века в Русском техническом обществе. Но в тот момент задача постройки столь длительного железнодорожного пути через тайгу, оказалась задачей неподъёмной, поэтому дорогой был «покрыт» лишь кусок пути, который следовало бы обеспечить рельсами – Транссиб (окончательно закончен в 1916 году). Дорога пролегала слишком близко к границе, что создавало определённые сложности. Было ясно, что нужна ещё одна дорога – севернее Транссиба.
Исследования местности и проектирование дороги велось интенсивно до революции, но ещё больше усилий по её созданию было затрачено Советской властью. Есть сведения, что в исследованиях местности и её картографировании в 20-е годы принимало участие более 8,5 тысяч человек.
В ходе лекции
был развенчан миф о тысячах умерших заключённых БАМлага, которыми переполнены
публикации об истории БАМа. В период существования данного лагеря на
строительстве было задействовано всего 2,5 тысячи человек (из планировавшихся
25 тысяч), большая часть из которых были солдаты железнодорожных войск. М. Н.
Урусова предупредила, что к подобным мифам, вообще, надо относиться с изрядной
долей сомнения. Если заключённые погибали тысячами, то кто же тогда выполнял
план лагеря (валил лес, клал шпалы) – начальство и охранники?
«Современную»
историю БАМа – начиная с 1974 года – рассказал (и показал фотографии) читатель
нашей библиотеки и строитель магистрали века Юрий Иванович Белоусов. Строителем
БАМа он стал не по своей воле. Как коммуниста и выпускника военной кафедры его
(уже отслужившего срочную службу) вызвали в военкомат и объявили о призыве в
армию. В результате он стал офицером железнодорожной части, которая (вместе с
ещё одной частью) построила приличный кусок магистрали без помощи со стороны
студенческих отрядов.
Рассказ Юрия
Ивановича был не только содержательным (он приводил сведения о технике, которую
использовали при строительстве, о первых месяцах на БАМе, связанных с
обустройством быта), но и увлекательным – столько подробностей всплывало по
ходу рассказа. Например, прозвучала информация о «проколе», допущенном в самом
начале не по вине солдат-железнодорожников. Поначалу на месте укладки рельс
срывали мох, который, как выяснилось, был прекрасным амортизатором. По весне
лишённая моха поверхность «поплыла» и пришлось восстанавливать построенное
заново. Потом, когда эту ошибку исправили, уже таких сложностей не возникало.
Особенно
«зацепил» всех рассказ о страшном наводнении, которое чуть не разрушило только
что построенный мост через реку. Вода поднялась на 9 метров, и между ней и
пролётами моста осталось всего 20 сантиметров. По реке несло сломанные деревья,
ветки, которые могли разрушить мост, а на нём стояли солдаты, которые баграми
«топили» этот мусор. Когда ситуация стала критической, солдат убрали и на мосту
стояли только офицеры. На следующий день вода ушла.
Прозвучала
информация о том, что посёлки и города БАМа строили определённые республики.
Помимо рассказа
о сложностях строительства Юрий Иванович рассказал и много смешных моментов,
которые были встречены хохотом.
После
выступления Ю. И. Белоусова слово снова перешло к М. Н. Урусовой, которая
показала презентацию с фотографиями, сделанными во время строительства
магистрали, и рассказала о быте бамовцев (с комментариями Юрия Ивановича).
Особенно впечатлило участников встречи то, что на БАМе проезд был бесплатный, а
за предложение заплатить за него, могли даже высадить. Ещё одной особенностью
водителей БАМа было внимание друг к другу. Если кто-то видел стоящую машину,
обязательно останавливался и узнавал причину поломки, уточнял, знают ли о
бедолаге, делился своей едой, бензином или соляркой, и лишь после этого
отправлялся в путь.
Познакомились
участники встречи и с некоторыми словами из «бамовского языка» - «чекисты»
(люди, которые за два-два с половиной года зарабатывали чек на покупку машины,
а потом продавали его), «ОРСы» (отделы рабочего снабжения – благодаря им
бамовцы щеголяли в мехах, пили дефицитный по тем временам кофе и т.д.),
«паровоз» и «козёл» (приспособления для обогрева помещения) и т. п.
Не обошлось и
без рассказа о легендах БАМа: Чёртовом мосте, на который и до сих пор машинисты
без молитвы не въезжают, боясь появления чертей, отплясывающих на крыше
тепловоза; поезде-призраке, необъяснимых явлениях при строительстве
Северомуйского тоннеля, Белом шамане.
После этого
участники встречи посмотрели небольшой клип о современном БАМе, где ведётся
строительство второй ветки.
Завершалась
встреча клипом-попурри из песен о БАМе.
Слушатели не
спешили расходиться, задавая вопросы Юрию Ивановичу Белоусову, рассматривая
фотографии из его подборки по БАМу, благодарили за такое интересное
мероприятие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий