12 июля Православная Церковь
празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла.
12 июля, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме. Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути. Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) – еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного. Не отягощенный образованием или ученостью Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере – горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос – и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа, сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».
Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения
Христа на горе Фавор и через некоторое время – его страданий в Гефсиманском
саду. Там Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить
Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И
отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание
совершенного, раскаяние и горькие слезы.
Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами — «паси овец моих».
Апостол Петр первый
содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия
Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и
обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от
рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила,
исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что даже тень его, осеняя
лежащих на улице больных, исцеляла их. Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42
году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова
Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь
апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к
Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из
темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний
упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.
По преданию,
вдохновившему Генриха Сенкевича на написание целого романа «Камо грядеши» ,
римские христиане очень боялись, что Петра подвергнут тяжелейшим пыткам
и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге
Петр увидел идущего к нему навстречу Христа. «Дорожный посох Петра, выскользнув
из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались
изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и
из уст его вырвался возглас:
— Христос! Христос!
И он приник головою
к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине
послышался прерываемый рыданьями голос старика:
— Quo vadis,
Domine?* * Куда идешь, Господи? (Лат.)
До ушей Петра
донесся грустный, ласковый голос:
— Раз ты оставляешь
народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.
Апостол лежал на
земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или
умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и,
ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.
Видя это, юноша
повторил как эхо:
— Quo vadis, Domine?
— В Рим, — тихо
отвечал апостол.».
(Г Сенкевич «Камо грядеши?»)
Павел, по нашим
понятиям, – совершенно противоположен Петру: сын богатых и знатных родителей,
римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила,
«книжник и фарисей». Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина
(религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания
и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и
гонителей веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он стал свидетелем
смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать
христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь,
усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом
призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил
ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос:
«Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь
ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск,
где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа,
но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен
вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел.
С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На
время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о
Христе. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его
бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с
апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной
г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди,
и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого – еще 30 лет
апостольского служения. Пережив личную встречу со Христом, Павел
свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских
путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в
Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Он
основал множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые
послания.
Апостол Павел, как и
апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо
почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом.
Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память
празднуется в один день. Главная особенность православных праздников в том, что
в каждом дне заложен свой особый смысл – просто вспоминать даже очень
важные события – едва ли принесет много пользы человеку. Поэтому каждый
праздник православной Церкви несет в себе особый смысл, помогает понять, что
именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая
находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а Богом.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий