13 мая 1942 года (80 лет назад) родился лётчик-космонавт Владимир Джанибеков
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Общая продолжительность полётов - 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Общая продолжительность 2 выходов в открытый космос - 8 часов 34 минуты. Командир корабля во всех пяти своих полётах, по состоянию на 2015 год за 30 лет этот рекорд лишь однажды повторён, но не превзойдён.
Путь Владимира Джанибекова (1942 г.р.) в космос вовсе не был гладким. Он родился в Средней Азии, в столице УзССР. Мечтая о небе, в возрасте 11 лет поступил в Ташкентское Суворовское училище, где проучился 7 лет и окончил обучение с Золотой медалью. Казалось бы, все располагало к удачному поступлению в авиационный ВУЗ. Но Владимир Александрович проваливает поступление в Рижское высшее авиационное училище. И ему приходится подать документы в ЛГУ на физический факультет. Впрочем, через год он становится курсантом высшего военно-авиационного училища в Ейске. Оканчивает его с отличием и становится летчиком-инструктором в ВВС СССР. Сам освоил более десятка боевых самолетов и обучил свыше двух десятков летчиков СССР и Индии. После этого его направляют в Отряд космонавтов.
Владимир Александрович всегда стремился покорить небо, а потом и космос. Но его родовая фамилия, которая досталась ему от отца, была не очень благозвучной. Ее пришлось заменить. При рождении Владимир Александрович носил фамилию Крысин. Вряд ли в космос отправили бы космонавта с такой фамилией. Поэтому Владимир Александрович, женившись, взял себе фамилию супруги. Его первой женой стала Лилия Джанибекова. И будущий космонавт стал Владимиром Александровичем Джанибековым.
Почему космонавта Джанибекова считают самым опытным в СССР, и какой мировой рекорд он установил.
Во-первых, он совершил больше всего полетов на орбиту во времена Советского Союза. Космос ему покорялся 5 раз.
Во-вторых, он руководил первой успешной экспедицией посещения (до этого предыдущие экспедиции не могли состыковаться со станцией) на первую орбитальную станцию СССР второго поколения «Салют-6».
В-третьих, он неоднократно работал в качестве командира космических экспедиций в интернациональных экипажах. Он побывал на орбите с монголом (фото ниже) и двумя французами в трех разных полетах.
В-четвертых, Владимир Джанибеков впервые в истории отправился на орбиту для спасения неуправляемой станции «Салют-7». Станция не отвечала на запросы, и могла в любой момент сойти с орбиты, упав на планету в любом месте, даже на крупный город любой страны. Риск для этой спасательной экспедиции был колоссальный, задача – труднейшая. Но цель была выполнена.
В-пятых, Владимиру Александровичу принадлежит открытие одного любопытного эффекта, названного его именем – т.н. эффекта Джанибекова, который был обнаружен им в 1985 году, во время своего пятого полета на корабле «Союз Т-13» и орбитальной станции «Салют-7» (6 июня – 26 сентября 1985 года).
Эффект Джанибекова состоит в странном поведении летящего вращающегося тела в невесомости. Когда космонавты распаковывали доставленный на орбиту груз, то им приходилось откручивать так называемые «барашки» – гайки с ушками. Стоит ударить по ушку «барашка», и он сам раскручивается. Затем, раскрутившись до конца и соскочив с резьбового стержня, гайка продолжает, вращаясь, лететь по инерции в невесомости (примерно как летящий вращающийся пропеллер). Так вот, Владимир Александрович заметил, что пролетев примерно 40 сантиметров ушками вперед, гайка вдруг совершает внезапный переворот на 180 градусов и продолжает лететь в том же направлении, но уже ушками назад и вращаясь в другую сторону. Затем, опять пролетев сантиметров 40, гайка снова делает кувырок на 180 градусов и продолжает лететь снова ушками вперед, как в первый раз и так далее. Джанибеков неоднократно повторял эксперимент, и результат неизменно повторялся. В общем, вращающаяся гайка, летящая в невесомости, совершает резкие 180-градусные периодические перевороты каждые 43 сантиметра. Также он пробовал вместо гайки использовать другие предметы, например, пластилиновый шарик с прилепленной к нему обычной гайкой, который точно так же, пролетев некоторое расстояние, совершал такие же внезапные перевороты.
Дело в том, что скорость вращения «барашка» сравнительно невелика, поэтому он находится в неустойчивом состоянии (в отличие от гироскопа, который вращается быстрее и поэтому имеет стабильную ориентацию в пространстве и кувырки ему не грозят). Гайка, помимо основной оси вращения, также вращается и вокруг двух других пространственных осей со скоростями на порядок ниже (второстепенные движения). В результате влияния этих второстепенных движений, со временем постепенно происходит изменение наклона основной оси вращения (усиливается прецессия), и когда он (т.е. угол наклона) достигает критического значения, система делает кувырок (подобно маятнику, изменившему направление колебания).
В последнем полёте Владимир Александрович совершил настоящий подвиг.
11 февраля 1985 года на советской космической станции «Салют-7» произошло ЧП. Из-за неисправности была потеряна связь, а затем станция обесточилась и полностью вышла из строя. Экипажа в тот момент на орбите не было – станция работала в беспилотном режиме. Без электричества космический корабль стал остывать и медленно снижаться, приближаясь к поверхности земли.
Существовал реальный риск, что станция упадёт. Причём где, не мог предсказать никто. Если бы обломки обрушились на город или густонаселённый район, катастрофа была бы неизбежна. Помимо человеческих жертв и международного скандала, падение космической станции стало бы серьёзным ударом по престижу СССР в космической гонке. В этих условиях для спасения станции «Салют-7» руководство страны и советской космической программы решает послать в космос самый опытный экипаж. Командиром стал Владимир Джанибеков, борт-инженером – Виктор Савиных.
Тренировки космонавтов и подготовка корабля длились без малого 4 месяца и, наконец, ранним утром 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных стартовал с космодрома Байконур и устремился к «Салюту-7», безмолвно вращавшемуся где-то в космосе у них над головами. Теперь никто не мог им помочь. Да, за их спиной стоял весь ЦУП с квалифицированными специалистами: пилотами, инженерами и медиками, всё конструкторское бюро и завод, проектировавшие и собиравшие станцию по винтикам, но там, на высоте 300 километров над Землёй, они должны были оказаться один на один с вышедшей из строя мёртвой станцией. Их работа по реанимированию станции граничила с колоссальным риском для их жизни и, судя по степени риска, они получили билет в один конец.
По истечении вторых суток полёта, корабль, получающий данные о положении «Салюта» с наземных станций слежения, приблизился к нему на расстояние в 10 километров. Станция появилась в иллюминаторе корабля, похожая на маленькую звёздочку. Но это была не звёздочка. Это была она – станция «Салют-7».
Звёздочка становилась всё более яркой. В режиме автоматического сближения Джанибеков сократил расстояние между станцией и кораблём до 2,5 километров и перешёл на ручное управление. Они приближались к «Салюту» плавно, чтобы потом «Салют» не нужно было догонять. Постоянно оценивая расстояние с помощью лазерного дальномера и визуально контролируя положение корабля, Джанибеков подвёл «Союз» на 200 метров к станции и погасил скорость почти до нуля. И в этот момент стало ясно, что «Салют-7» развёрнут к станции не тем боком! Стыковочный узел на ближней стороне не работал, и космонавтам предстояло в ручном режиме совершить облёт станции. Савиных произвёл все сложнейшие расчёты, пользуясь координатами с Земли, а Джанибеков потом блестяще претворил их в жизнь.
Они летели почти рядом с «Салютом». Но это «рядом» таило в себе большую пропасть неизвестности. Обнаружилось самое страшное: оказалось, что станция развёрнута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Стыковка в этом случае невозможна. Её нужно отменять. Попытка облёта станции была чревата трагедией. Облёт содержал большой процент риска гибели космонавтов, и тогда уж точно станция будет падать на головы землян.
Космонавты, несмотря ни на что, были склоны облететь станцию. Запросили Землю. После долгого молчания Земля, тем не менее, предложила космонавтам попытаться.
И вот облёт произошёл! Это была большая удача. Теперь нужно произвести стыковку. Стыковка корабля со станцией, конечно, должна была происходить вручную. Это сложнейшая проблема, требующая больших навыков и предельной внимательности. Немного подумав, Джанибеков приступил к стыковке. В ЦУПе все затаили дыхание и молча наблюдали. Начался процесс стыковки мёртвой станции и космического корабля «Союз Т-13». Скорость обоих по отношению друг к другу – 0. Это значит, что они летят рядом и поглощают расстояние 8 километров пути в одну секунду. Операцию стыковки производил Джанибеков, сидящий за штурвалом корабля. Его лицо было спокойным и серьёзным. Постоянно оценивая расстояние с помощью лазерного дальномера, Джанибеков контролировал каждое положение корабля.
И вот настал момент, когда корабль на одно мгновение затормозился, произошёл небольшой толчок, лязгнули стебли автоматических запоров. «Союз» оказался надёжно прикрепленным к «Салюту». Сложнейший этап операции стыковки оказался позади. Вспотевший Джанибеков бросил рукоятки управления двигателями, ещё не вполне осознавая, что сделал, возможно, самую важную работу в своей жизни. Впервые в истории человек совершил стыковку с неуправляемым космическим объектом. Это был триумф человеческой мысли и воли! Поймать песчинку за сотни километров от Земли, приблизиться к ней на бешеной скорости и сходу попасть ниткой в игольное ушко – настоящее чудо, если бы оно не было просчитано сотнями инженеров и учёных еще на Земле.
За несколько дней Джанибеков и Савиных проделали огромную работу. Нужно было одну за другой проверить все системы станции, испытать на работоспособность узлы, подвергшиеся чрезмерному охлаждению, прощупать все кабели, удалить огромное количество конденсата, который буквально плескался за панелями обшивки. Всё, что можно было заменить – заменили, все что нельзя – отключили. В процессе этой работы и обнаружилась причина отключения электропитания станции. Один из датчиков, контролировавших заряд аккумуляторов, оказался неисправен и начал подавать ложный сигнал о том, что они заряжены под завязку. Бортовой компьютер верил этому и раз за разом отключал поступление электроэнергии с солнечных батарей, прерывая зарядку. Из-за короткого замыкания в цепи радиопередатчика и потери связи с Землёй отключить неисправный датчик было невозможно, и когда аккумуляторы оказались выжаты до конца, станция погрузилась в бесконечный космический сон.
Наступил седьмой день полёта. Экипаж полностью заменил сгоревшую из-за короткого замыкания систему коммуникации, и ЦУП смог восстановить контроль над станцией. Помимо большой угрозы пожара, который могла вызвать капля влаги, попавшая на контакты приборов, радиопередатчика, аккумуляторов, датчиков, большой опасностью для космонавтов являлась угроза отравления углекислым газом. Вот что по этому поводу говорил Виктор Савиных: «Каждый из нас выдыхал углекислый газ, конвекции ведь нет, он не улетал куда-то, а весь стоял рядом. Можно было просто отравиться, задохнуться. Поэтому один работал, другой обмахивал его бортовыми документами. Так и контролировали друг друга».
После спасения орбитальной станции все системы жизнеобеспечения работали надёжно, без перебоев, в штатном режиме. Всё это говорило о том, что «Салют-7» спасён. Наши герои Джанибеков и Савиных занялись уже медицинскими экспериментами и выращивали хлопчатник. 18 сентября 1985 года к «Салюту-7» пристыковался корабль «Союз Т-14» с экипажем в составе Владимира Васютина, Георгия Гречко и Александра Волкова. Джанибеков, отработавший на орбите разрешенные врачами 100 дней, вместе с Гречко вернулся на Землю, а Савиных продолжил длительную экспедицию вместе с Васютиным и Волковым.
Владимир Джанибеков первым установил мировой рекорд, побывав на орбите пять раз, причем все пять раз - в роли командира космической экспедиции. Впоследствии его достижение однажды повторили в Америке, но новый рекорд при этом установлен не был.
В 1991—1994 годах в составе американо-российского экипажа Владимир Джанибеков участвовал в нескольких попытках совершить кругосветный беспосадочный перелёт на воздушном шаре. В США прошёл необходимую подготовку и сдал экзамены на сертификат пилота аппаратов легче воздуха с допуском к испытательным полётам. На различных летательных аппаратах этого типа налетал около 100 часов.
В. А. Джанибеков является автором концепции и дизайна нескольких моделей наручных часов, выпущенных ограниченной серией. Председатель Попечительского совета «Общества дружбы с Непалом». Президент Ассоциации музеев космонавтики России (2010).
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий