10 мая 1947 года (75 лет назад) на киностудии «Ленфильм» состоялся первый общественный просмотр фильма «Золушка».
Фильм
«Золушка» был утвержден к производству в конце мая 1945 года. Сценарий к
картине по сказке Шарля Перро написал Евгений Шварц, а режиссерами выступили
Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Эскизы костюмов и декораций «Золушки»
принадлежат художнику Николаю Акимову. Кроме Николая Акимова над костюмами
в фильме работали художники Татьяна Левицкая и Е. Шибинская
Роль
Золушки в фильме исполнила Янина Жеймо, принца сыграл Алесей Консовский, короля
Эраст Гарин, мачеху Фаина Раневская, лесничего Василий Меркурьев. Интересно,
что на момент съемок Консовскому было 34 года, Жеймо – 37 лет, Меркурьеву – 42
года. То есть актер, игравший отца, был на пять лет старше актрисы, игравшей
дочь.
Янина
Жеймо – актриса уникального амплуа, которое называется травести. Она и в зрелом
возрасте играла роли детей.
Самым
сложным, с чем им пришлось столкнуться, было полное отсутствие материала из
которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала. Съемочная
группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь работе. Костюмерные «Ленфильма»
после войны были в ужасающем состоянии, большая часть помещений cгорела или
была уничтожена бомбами, поэтому платья для Золушки и главных героинь
пришлось шить из занавесок.
Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор и скатертей, из обрезок тюля. Пышное бальное платье Золушки - не стало исключением: его сшили из обрезков шифона, которые когда-то приберегла Фаина Раневская. Роскошный головной убор феи сделали из абажура для настольной лампы, который принесла из своего дома та же Раневская.
Впрочем,
у Золушки в фильме не одно, а два бальных платья. Давайте вглянем на них
поближе.
В
первом платье художника по костюмам явно вдохновила середина XIX века с пышными
юбками на кринолинах (специальных каркасах в форме купола). Носили тогда и
корсажи с заострёнными лифами. У бальных платьев были короткие рукава и вырезы,
открывающие шею и грудь, а юные девицы чаще всего носили именно такие, светлые
воздушные наряды из лёгких тканей. Вот разве что у настоящего платья той поры
декольте открывало бы плечи и рукава были бы другой формы и покороче.
Зато
сколько материалов использовано в этом платье! Тут вам и атласный лиф, и
узорчатые узкие нижние рукава, и воздушные тюлевые поверх них, и кружево по
краю выреза... Особенно интересна юбка Золушки. Кринолин под ней не очень
длинный, судя по тому, как ведёт себя подол платья в движении. А сама юбка, по
всей видимости, из нескольких слоёв, с отделкой атласными бантиками.
Второе
платье - того же типа. Атласный блестящий лиф, пышная матовая юбка и пышные же
рукава с крылышками. Но у этого платья вырез треугольный, лиф не гладкий, а с
вышивкой, и рукава длинные, очень пышные, с высокими атласными манжетами. И в
отделке рукавов почти теряется тесьма с блёстками, которая перехватывает их
выше и ниже локтя...
Кроме
костюмов, специально сшитых для съёмок фильма, были использованы костюмы из
Мариинского и Берлинского театров.
«В павильонах не топили, и поверх
платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как
только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и
вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко»,
– так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.
В
сценарии Золушка по просьбе мачехи безропотно надевает туфельку её дочери Анне.
Жеймо была с этим категорически не согласна. Она считала, что Золушка должна
бороться за свою любовь. Накануне съёмки актриса звонила Шварцу и просила
переписать текст, но тот отказался.
Алексей
Костричкин, правнук актрисы Янины Жеймо:
«–
На следующий день назначена съёмка. Кошеверова командует: «Камера, мотор, начали!» Идёт сцена, доходит до этого
момента, и прабабушка не может согласиться. Но она говорит: «Нет». И в этот момент
Фаина Георгиевна Раневская делает удивительную вещь. Она говорит: «Золушка,
если ты сейчас не наденешь туфельку Анне, то я выгоню твоего отца из дома». И
тогда Золушка соглашается. Медленно идёт Шварц из глубины павильона. И вот
дальше это просто нужно представить себе! Он обращается не к Янине Жеймо, он
обращается к Фаине Раневской и говорит: «Фаина Георгиевна, Вы забыли сказать: «И
сгною его под забором». На что Фаина Георгиевна отвечает: «Прости, дорогой,
чувствую, что говорю что-то не то, а что именно…»
Песню
«Добрый жук» за Янину Жеймо исполнила Любовь Михайловна Чернина. Информации о
ней практически нет. Родилась в 1913 году в Баку, окончила Киевскую
консерваторию. До Великой Отечественной войны какое-то время пела с
джаз-оркестром Николая Минха, с 1944 года работала в Ленинградской
государственной эстраде.
Песню
Принца исполнил Юрий Александрович Хочинский — отец известного актёра
Александра Хочинского. Юрий Хочинский — советский эстрадный певец. Был очень
талантлив и популярен в конце 1940-х. Известны его песни «Помнишь», «Часы бегут
вперёд», «Девушка и Капитан» («Море Голубое»), «Девушки-подруги», «Лучше нашей
Тани» и другие...
Когда
в сентябре 1946 года в Риге состоялся худсовет с обсуждением отснятого
материала, Ян Фрид разгромил картину нещадной критикой, назвав Золушку
лентяйкой, а принца «рахитиком с разжиженными мозгами».
Досталось
и королю - Гарину пеняли, что они играет неправдоподобно, что глава государства
не может так себя вести.
Фильм
бесконечно переделывали, чтобы придать ему более «пролетарский» вид и угодить
чиновникам. В конечном счете он вышел на экраны только в апреле 1947 года. И
произвел фурор. Все актеры стали необыкновенно популярными, им не давали
прохода на улице, как вспоминал Алексей Консовский, однажды, когда он поздно
вечером шел домой, в темном переулке его догнал здоровенный амбал и схватил за
грудки. Актер уже приготовился к худшему, но амбал, дыша чесноком ему в лицо,
спросил: «Прынц?» Получив утвердительный ответ, мужик заулыбался и отпустил «прынца»
на волю.
Картина
имела успех не только в СССР, но и за рубежом. 28 ноября 1947 года фильм
показали в Финляндии, 23 декабря — в Австрии, а 24 марта 1948 года —
во Франции. 13 ноября 1949 года фильм был показан в Швеции, а 24 марта 1951
года — в Японии. По итогам 1947 года она заняла 4 место по популярности
среди советских фильмов.
Восстановлена
картина была на «Мосфильме» в 1967 году, на киностудии имени Горького в 1981-м.
В 2009 году по заказу «Первого канала» фильм был колоризирован и впервые
показан 1 января 2010 года. При реставрации и колоризации использовалась
оригинальная версия фильма 1947 года. Костюмы со съемок не сохранились, поэтому
при реставрации использовались только эскизы художника Николая Акимова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий