В 1927-м году (95 лет назад) был написан роман Юрия Олеши «Зависть».
Роман «Зависть»
- вершина творчества Олеши и, несомненно, одна из вершин русской литературы XX
века.
Олеша поражал
яркостью, артистичностью своего видения мира. В нем буквально играло,
веселилось моцартианское начало. В большую литературу Олеша не просто вошел, а
ворвался - сразу, красиво и громко. Ворвался двумя романами: романом для детей
«Три толстяка» (1924 год) и романом «Зависть» (1927 год). Причем публиковались
эти романы в порядке, обратном написанию: сначала, в 1927 году, был напечатан
роман «Зависть», а «Три толстяка» увидели свет в следующем, 1928 году.
«Зависть»
насчитывала 300 черновых начал, Олеша остановился на 301-м. «Я болен, - сокрушался он, - у меня болезнь
фразы: она вдруг на третьем или четвертом звене провисает… Я почти конкретно
вижу это выгнувшееся книзу брюхо… Писательство, как писание подряд, как бег
строчек одна за другой, становится для меня недоступным».
По словам писателя Льва Никулина, именно он сообщил членам редколлегии журнала «Красная новь» о романе, написанном Олешей. Для знакомства с «Завистью» было устроено коллективное прослушивание. Среди присутствовавших находился Валентин Катаев, который впоследствии вспоминал, что первая же прочитанная фраза («Он поёт по утрам в клозете») заставила редактора Фёдора Раскольникова вскрикнуть от восторга. Решение о публикации было принято сразу после того, как Олеша дочитал роман до конца; ради «Зависти» Раскольников перекроил два уже подготовленных к выпуску ближайших номера «Красной нови».
После выхода
романа рецензенты воспринимали первый абзац как отдельное произведение. Но если
Сергей Герасимов услышал в нём «совершенную фортепьянную пьесу», в которой
смысл влит в отточенную форму, то писатель Михаил Пришвин был недоволен
предложением «Он поёт по утрам в клозете» — он считал, что этой развязной
интонации необходимо противопоставить «целомудренное слово «нужник». Длинный
монолог Кавалерова, представленный в первой части «Зависти», — это «пиршество
воображения», тогда как речь Андрея Бабичева изобилует канцеляритом («Так
собираемая при убое кровь может быть перерабатываема или в пищу для
изготовления колбас»).
Опуская ряд
сюжетных линий можно обрисовать содержание романа так: «Директор некого
предприятия Андрей Бабичев подобрал пьяного Николая Кавалерова, валявшегося
возле пивной, из которой его вышвырнули после ссоры. Он пожалел его и дал на время
приют в своей квартире, пока отсутствует его воспитанник и друг, представитель
«нового поколения», восемнадцатилетний студент и футболист Володя Макаров. Две
недели живёт у Бабичева Кавалеров, но вместо благодарности испытывает к своему
благодетелю мучительную зависть. Он презирает его, считает ниже себя и называет
колбасником. Ведь он, Кавалеров, обладает образным видением, чуть ли не поэтическим
даром, который использует для сочинения эстрадных монологов и куплетов о фининспекторе,
совбарышнях, нэпманах и алиментах. Он завидует преуспеянию Бабичева, его
здоровью и энергии, знаменитости и размаху. Кавалерову хочется поймать его на чем-то,
обнаружить слабую сторону, найти брешь в этом монолите. Болезненно самолюбивый,
он чувствует себя униженным своим приживальчеством и бабичевской жалостью».
Сразу после
публикации «Зависти» прозвучали положительные отклики от самых разных людей. Максим
Горький, оценив «хорошую дерзость» молодого писателя, включил Олешу в число
авторов, чьи произведения он читает «охотно, даже с жадностью». Вячеслав
Полонский, посвятивший роману Олеши статью «Преодоление «Зависти», отметил, что
автор не только образно видит мир — он «в превосходной степени владеет
способностью мир образно построить». Весьма доброжелательно отозвались о романе
Ходасевич и Набоков. К числу тех, кто достаточно живо отреагировал на книгу
Олеши, относился нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский, который в одной
из статей отметил «исключительную талантливость» романа, но при этом усомнился
в необходимости разрабатывать образы Кавалерова и Ивана Бабичева «не только с
большой долей знания их переживаний, но и с некоторой симпатией». Находившийся
под влиянием Олеши молодой писатель Виктор Дмитриев взял себе псевдоним
«Николай Кавалеров».
В 1956 году,
когда в Гослитиздате встал вопрос о выпуске избранных произведений Олеши, автор
попросил сразу после стихотворного эпиграфа, открывающего сборник, поставить
роман «Зависть»:
«У меня есть убеждение, что я написал книгу «Зависть», которая будет жить века. У меня сохранился её черновик, написанный от руки. От этих листов исходит эманация изящества».
Комментариев нет:
Отправить комментарий