Буданова Екатерина Васильевна — вторая по результативности женщина-истребитель Второй мировой войны после Лидии Литвяк. За период своего нахождения на фронте она успела совершить 266 боевых вылетов, лично уничтожив 6 самолетов противника и еще 5 — в группе. Погибла в воздушном бою 19 июля 1943 года. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 1 октября 1993 года ей было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Екатерина
Буданова родилась 7 декабря 1916 года в небольшой деревне Коноплянке
Тумановского района Смоленской области в простой крестьянской семье. Детство ее
выдалось достаточно трудным, когда девочке исполнилось 6 лет, умер ее отец.
Несмотря на все невзгоды, ей удалось окончить сельскую школу, после чего
Екатерина переехала в Москву, Девушке нужно было зарабатывать на жизнь и
поставить на ноги младшую сестру. Для этого она пошла работать на завод,
расположенный в Филях. Еще в детстве Катя мечтала стать летчицей, и в Москве ее
мечта осуществилась. Без отрыва от работы на заводе она сумела закончить с
отличием местный аэроклуб, получив звание летчика-инструктора.
С
1934 года 18-летняя Екатерина работала инструктором аэроклуба в Киевском районе
Москвы. О Катиных летных успехах говорит тот факт, что она в составе пилотажной
пятерки принимала участие в одном из авиационных праздников, который
по традиции проводился в Тушино. Одновременно с этим комсомольская организация
направила девушку работать пионервожатой в 63-ю московскую школу.
В
сентябре 1941 года после объявления о формировании женских авиационных полков
Буданова пришла на сборный пункт. Летчицу, как очень опытного инструктора,
имевшего немалый налет на одноместном самолете УТ-1, отправили в Саратов в
истребительную часть. Здесь Буданова прошла переобучение на истребитель Як-1 и
была зачислена в состав 586-го женского истребительного авиаполка, который
должен был обеспечивать противовоздушную оборону Саратова. С 15 апреля по 10
сентября 1942 года Екатерина совершила 55 успешных боевых вылетов на
патрулирование над Саратовом и сопровождение самолетов транспортной авиации с
особо важными грузами для фронта. В боевых вылетах крепло ее летное мастерство,
вырабатывался собственный особый стиль, почерк летчика-истребителя.
Но такой службы Екатерине казалось мало, девушка упорно рвалась на фронт, чтобы принимать участие в боях с захватчиками. Командование части пошло ей на встречу и 10 сентября 1942 года она получила назначение в 758-й истребительный авиаполк, который воевал под Сталинградом. Стоит отметить, что это был один из самых напряженных периодов в воздушных боях, которые велись на Сталинградском фронте. В полку Екатерина Буданова познакомилась с Лидией Литвяк, девушки стали лучшими подругами. В дальнейшем они всегда несли службу вместе.
Бывалые
фронтовые асы с недоверием встретили худенькую девушку с короткой стрижкой. Но
достаточно скоро изменили свое мнение о ней. За короткий период времени она
совершила 15 боевых вылетов на прикрытие Сталинграда в условиях насыщения неба
над городом самолетами противника различных типов. Несмотря на неравные
воздушные бои, Буданова всегда рвалась в небо и стремилась как можно больше
летать. В некоторые дни ее самолет взлетал с аэродрома полка несколько раз.
Примерно в это же время Екатерина получила известие о том, что в оккупации
погибли ее мать и сестренка, и девушка стремилась отомстить за их смерть. На
своем грозном «Яке» девушка врывалась в самую гущу врагов, более опытные
летчики-истребители удивлялись ее отваге и дерзости при встрече с противником.
К
началу октября 1942 года Буданова находилась в оперативном подчинении 9-го
Краснознаменного гвардейского истребительного авиаполка. На основе этого
соединения был образован «полк асов» Юго-Западного фронта для завоевания
господства в воздухе. На тот момент в полку были самый результативный на тот
момент летчик-истребитель страны Герой Советского Союза М. Д. Баранов (20
сбитых и 6 уничтоженных самолетов), а также в будущем дважды Герои Советского
Союза В. Д. Лавриненков и Амет-Хан Султан.
2
октября 1942 года Екатерина Буданова в паре со старшим лейтенантом Беляевой
выполняла патрулирование в районе Житкур-Эльтон. Во время полета девушки
встретили группу из 12 бомбардировщиков Ju-88 и атаковали их, заставив экипажи
немецких самолетов сбросить бомбы в степь. Благодаря этому удалось сорвать
операцию противника по бомбардировке важной железнодорожной станции Эльтон. 6
октября 1942 года Буданова, будучи дежурной у самолета на аэродроме Житкур,
вылетела по тревоге на перехват 13 вражеских бомбардировщиков Ju-88. Екатерина
врезалась в группу стервятников, разбила их строй и в воздушном бою сумела
сбить один бомбардировщик противника. Это была первая ее воздушная победа.
К
середине ноября 1942 года ситуация под Сталинградом начала изменяться.
Наступление войск Красной Армии в рамках проводимой операции «Уран» позволило
окружить под Сталинградом 6-ю полевую армию вермахта, а также части 4-й танковой армии.
Немцы вынуждены были прибегнуть к снабжению окруженной группировки войск по
воздуху, в этой связи интенсивность воздушных боев только увеличилась. При этом
очень часто советским летчикам приходилось вступать в бой с превосходящими
силами противника. В этих боях в составе группы Буданова уничтожила два
истребителя Me-109, а также одержала еще одну личную победу, сбив бомбардировщик
Ju-88. В одном из воздушных боев она была ведомой у Владимира Лавриненкова. В
том бою он первой же очередью прошил фюзеляж немецкого бомбардировщика He-111,
но и немецкий стрелок сумел поразить его истребитель. В результате Екатерина
Буданова, оберегая машину ведущего, следовала за ним до тех пор, пока
практически неуправляемый самолет не коснулся земли.
В
конце ноября за отличную боевую работу и проявленный личный героизм Буданова
была назначена в группу «свободных охотников» за самолетами противника в
составе 9-го гвардейского ИАП, находясь на передовом аэродроме. 10 декабря 1942
года, возвращаясь с задания, она была атакована парой истребителей Me-109.
Горючего у нее оставалось всего на полчаса полета, а боеприпасов — треть
комплекта, но девушка приняла бой и сумела выйти из него победительницей, сбив
ведущего немецкой пары. Она подожгла немецкий истребитель в лобовой атаке на
исходе боя, который продолжался 25 минут.
В
январе 1943 года Буданова и ее подруга Лидия Литвяк были переведены в состав
73-го гвардейского сталинградского истребительного авиаполка, в полку они
оказались единственными летчицами. Прибыв в полк 8 января 1943 года, к 19
января Екатерина совершила уже 25 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и
прикрытие наземных частей на передовой. Командир полка Баранов назначил
Буданову своей ведомой. В одном из вылетов пара Баранов-Буданова вынуждена была
вступить в неравный бой с четверкой немецких Фокке-Вульфов, которые прикрывали
19 бомбардировщиков Ju-88. Остальные истребители полка в этот момент атаковали
бомбардировщики врага. Баранову удалось навязать немцам маневренный бой, в
результате которого один немецкий истребитель был поврежден. Он попытался выйти
из боя, но Буданова догнала его, подошла почти вплотную и добила. Немецкий самолет
взорвался в воздухе, а самолет Екатерины даже подбросило вверх на несколько
метров. 23 февраля 1943 года Екатерина Буданова была удостоена своей первой
боевой награды — ордена Красной Звезды.
В
начале марта 1943 года, возвращаясь со «свободной охоты», Буданова обнаружила
идущий к фронту немецкий самолет-разведчик FW-189. Но с первой атаки сбить
вражескую «раму» девушке не удалось. Немецкие летчики заметили наш самолет,
интенсивно маневрируя, они начали снижаться, пытаясь скрыться от огня. «Рама»
уходила от атак, снизившись до высоты 20 метров. Погасив скорость почти до
предела, Буданова буквально над самой землей настигла и уничтожила вражеский
самолет. Среди летчиков-истребителей сбитый FW-189 считался тогда очень трудной
целью. В течение марта-июля 1943 года Екатерина Буданова в составе группы сбила
еще два немецких истребителя, а 17 июля одержала очередную личную победу, снова
сбив бомбардировщик Ju-88.
19
июля 1943 года стал последним днем жизни Катерины Будановой, которой на тот
момент времени было всего 26 лет. В этот день она вылетела на прикрытие группы
штурмовиков Ил-2. «Горбатые» успешно провели штурмовку и возвращались домой под
прикрытием «Яков», которые шли за ними сзади. Буданова была замыкающей в группе
прикрытия, когда внезапно увидела рядом с собой тройку немецких истребителей
Ме-109. Летчица вынуждена была принять с ними неравный бой.
С
земли за воздушным боем возле прифронтового села Новокрасновка, расположенного
недалеко от города Антрацит Луганской области, наблюдали местные жители.
Краснозвездный «Як» дрался с тройкой «Мессеров», связав их боем и уводя в
сторону от «Илов». Жители Новосветловки видели, как от одного из немецких
истребителей полетели куски обшивки, после чего он по спирали ушел к земле. Это
была 11-я последняя воздушная победа Будановой. Скоро натолкнулся на огненные
трассы и «Як». Сначала наш истребитель беспорядочно падал, но затем сумел
выровняться и спланировал на поле. Подбежавшие к самолету жители Новокрасновки
вытащили из кабины тяжелораненого пилота. К их удивлению летчик оказался
женщиной. Буданова была тяжело ранена и находилась к тому моменту без сознания.
От полученных ранений она умерла, так и не приходя в сознание. Отважную героиню
скромно похоронили здесь же на окраине села. 22 июля 1943 года Буданова была
посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. Ее боевая подруга
Лидия Литвяк ненадолго пережила Екатерину. Она погибла в воздушном бою 1
августа 1943 года, на тот момент ей был всего 21 год.
9
мая 1988 года останки отважной советской летчицы были в торжественной
обстановке перезахоронены в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской
области. А 1 октября 1993 года через 50 лет после гибели Указом президента РФ
Екатерине Васильевне Будановой было посмертно присвоено звание Героя Российской
Федерации. В память отважной летчицы в Кунцевском районе Москвы ее именем была
названа улица, на которой она жила до начала Великой Отечественной войны. Также
на фасаде московской средней школы №63 (Багратионовский проезд, 10) была
установлена мемориальная доска в ее честь.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий