Интерес к истории родного края - в крови у каждого человека, поэтому не иссякает поток краеведческих запросов с которыми в библиотеку обращаются читатели. Во 2-м квартале 2017 года к нам пришла преподаватель школы с просьбой помочь в подборе литературы и изучении темы "Дубовское ковроткачество". Результаты поиска представляем в виде справки.
Царицынский
уезд был достаточно богат промышленниками. Их насчитывалось свыше 6 тысяч, из
которых до 4 тысяч были местными мастерами. Исходя из природных условий уезда,
здесь нашли для себя заработок: горшечники, глиномазы, чеботари, вязальщики
сетей, крючники, водовозы и другие. Особенно славился своим промыслом посад
Дубовка.
Всех кустарей
в Дубовке насчитывалось почти 1300 человек, практически 50 % всех мастеров
уезда!
Здесь
ковродельный промысел приобрел наиболее организованные формы, а готовые изделия
отличались своеобразием. Ковры мастерицы либо продавали перекупщикам, либо сами
продавали их на пристани в Камышине, собираясь здесь в большом количестве у
каждого прибывавшего парохода.
Выяснением
истоков ковроделия в Дубовке занималась С.А. Давыдова. На ее расспросы
дубовские мастерицы говорили, что считают свое дело «хохлацким», добавляя при
этом, что работа их «чистая, не «русацкая» какая-нибудь, и занимаются они ею «испокон
веку». Скорее всего, промысел этот был завезен сюда украинскими переселенцами,
основавшими Дубовку.
Первоначально
изготовлением ковров занимались отдельные мастерицы, самостоятельно выполнявшие
все технологические операции, начиная с прядения и окраски шерсти. Однако со
временем число самостоятельных коверщиц сокращалось, и промысел к концу 80-х
гг. XIX в. сосредоточился в руках нескольких мастериц, снабжавших материалом и
заказами зависимых от них надомниц. Связано это было и с растущей конкуренцией
и с тем, что не всякая мастерица была в состоянии справляться с окраской
шерсти. Мастерицы-хозяйки закупали шерсть большими партиями на кожевенных
заводах и раздавали пряхам-надомницам. Дальнейшую работу – ссучивание шерсти в
две нити, мытье и окрашивание хозяйки выполняли сами. Готовые нити передавались
надомницам-коверщицам, получавшим сдельную плату. Иногда коверщицы работали в
доме хозяйки, на ее станах.
Специалисты
считали, что более успешному сбыту дубовских ковров мешали не только грубоватые
рисунки и слишком резкие цвета, но излишний вес. Тем не менее, на местных
рынках они пользовались большим спросом, а перекупщики при продаже нередко
завышали цену в два раза против первоначальной. Между тем, сами ковровщицы,
зависимые и от перекупщиков, и от хозяек-мастериц, имели от своего промысла
очень скромные заработки. Работа их была кропотливой: даже очень опытная
коверщица могла изготовить в день не более четверти погонного метра ковра
шириной 90 см; в день они получали от хозяйки 15-18 копеек.
Технология и
искусство производства ковров уникальна. Необычайно трудоемкий и одновременно
простой процесс, требующий столько сил и усидчивости…
После покупки
шерсть пряли, затем ее ссучивали, мыли, окрашивали, опять мыли и лишь, потом
начинали ткать.
Если ранее
процесс окраски не был столь сложен, использовали лишь 4 – 5 цветов: красный,
синий, желтый, черный и зеленый, то со временем покупатель стал капризней и
требовал разнообразие оттенков. Но, не смотря на все это краски, были очень
резкие и придавали грубый вид рисункам ковров. Тем не менее, нельзя не
удивиться до каких высот доходили красильщицы в своем деле. Не смысля ничего в
химическом составе красок и, в большинстве своем, и вовсе не грамотные, чтобы
воспользоваться какой либо печатной литературой красильщицы старались не
отставать от требований времени и отвечать им по мере возможности.
Раньше
ткались большие персидские узоры, затем стали использовать приложения с
картинками и узорами, к различным журналам, покупаемым при случае в городе.
Для окраски
использовали различные краски. Из растительных употребляли траву «серпий»
которая давала зеленый цвет, купорос, калган. Все остальные выписывались из
Москвы либо покупали в местных лавках. Но при этом все краски красильщицы
называли «фуксином». Так же при окрашивание использовались: острая водка,
купоросное масло, квасцы и спирт. Краску варили в котлах, в них же опускали
шерсть. Что бы получить шерсть одного цвета, но разных оттенков ее опускали
один, два и более раз в котел с краской. После окраски шерсть сушили, затем
мыли. Если она была хорошо окрашена – вода не меняла цвет и оставалась чистой.
Коровью шерсть красили только в черные и темные цвета либо оставляли в
натуральном виде, овечью во все.
В год одна
красильщица может окрасить около 75 пудов шерсти, за что получит около 1,5
тысяч рублей.
Рабочее место
коверщицы состояло из вертикального ткацкого станка, гребня, ящика на ножках,
низенькой скамеечки и палки. Станок представлял собой одиночную или двойную
раму, сделанную из толстых брусьев.
Рамы
прикреплялись одной стороной к потолку горницы, другой упирались в пол. Для
больших ковров используют двойную раму, имеющую поперечные брусья. В одиночных
и двойных рамах устроены навои, на них натягивается основа из толстых пеньковых
ниток.
Ремизов в
точном смысле слова нет. Его роль играют круглые палки в 1 вершок в диаметре.
Поднимая и опуская их нитки, передвигаются к основе. Батана тоже нет. Вместо
него используют особого рода гребень. Изготавливают его из доски в два пальца
толщиной и около 6 вершков квадратных. С одного края эта доска скошена, но не
заостренна, заканчивающаяся толстыми зубьями. В середине этой доски находится
рукоятка, прикрепленная под косым углом.
Низенький
ящик на ножках используют для хранения шерсти. Внутри ящик разделен на
маленькие отделения, в которые раскладывается шерсть по цветам и оттенкам. Для
того что бы кусочки шерсти получались одинаковой длинны ее тщательно
наворачивают на палку в ½ вершка в диаметре, а затем вдоль всей палки прорезают
ножницами.
Реконструировать
процесс навивки основы на стан позволяют материалы, собранные на Украине в XIX
в. и обобщенные в середине XX в. Н.И. Лебедевой. В качестве основы использовали
толстые пеньковые нити, смотанные в клубок. Натягивали основу с помощью палки,
по длине немного большей, чем предполагаемая ширина ковра. Конец нити основы
коверщица привязывала к концу палки и передавала палку своей помощнице, стоящей
на какой-нибудь подставке или просто на лавке. Клубок ниток оставался в руках у
первой работницы. Ее помощница перекидывала палку через верхний навой на заднюю
сторону стана. Затем палку подводили под нижний навой на переднюю сторону
стана. Первая работница прижимала палку к нижнему навою так, чтобы ее конец с
привязанной нитью лежал у левой стойки рамы. Нить с клубка протягивали между палкой
и нижним навоем и передавали клубок наверх. Там его перекидывали через верхний
навой, вновь опускали вниз, нитью обвивали сверху палку, вновь протаскивали ее
между палкой и нижним навоем и передавали наверх. Так получалась первая пара
нитей основы. Навивку продолжали до конца рамы, конец нити привязывали к палке
справа.
В итоге на
передней стороне рамы навивались нити основы так, что одна нить шла под палку,
другая проходила через нее сверху. Прижатая к навою палка разделяла основу на
два ряда нитей – передний и задний.
Для
перекрещения нитей основы использовали плоскую палку-линейку. Ее продевали
сквозь нити основы (параллельно навою, примерно на полметра выше) так, чтобы
передние нити, отведенные назад, и задние, притянутые вперед, образовывали
перекрестие – зев.
Для того,
чтобы можно было менять положение передних и задних рядов основы, к задним
нитям (то есть к тем, которые шли под линейкой) привязывали отдельные крепкие
нитки длиной 10-15 см
и выводили их наружу сквозь передние нити основы. Затем пучок этих нитей (по
10-15) привязывали к длинной палке (диаметром 5 см). Потянув на себя палку,
можно было вывести вперед нужный пучок нитей заднего ряда основы.
При тканье
первую нить утка пропускали справа-налево. Линейку при этом ставили ребром,
чтобы зев был шире, и в него удобнее было пропускать челнок. Затем линейку
возвращали в прежнее (плоское) положение, притягивая на себя поочередно палки с
нитями заднего ряда (меняя таки образом задний и передний ряды основы) и
пропуская вторую нить утка.
Техника тканья
дубовских ковров заключалась в чередовании нитей утка с так называемыми
стручками. «Стручки» нарезали из разноцветной пряжи. Чтобы они были одинаковой
длины, нитки разных цветов аккуратно наматывали на палку (примерно в 2 см диаметром), а затем вдоль
всей длины палки разрезали их ножницами. Полученные кусочки шерсти одинаковой
длины раскладывали по цвету в отделениях специального ящика, который всегда
стоял справа от мастерицы.
Работала
коверщица, сидя на низенькой скамеечке. Из ящика она брала «стручок»,
пропускала его между двух нитей основы (переднюю и заднюю) и туго завязывала
узелок. Когда такими «стручками» была пройдена основа во всю ширину ковра, в
зев пропускали челнок с толстой нитью, ссученной из коровьей шерсти. Прибивали
нить утка деревянным гребнем. Его делали из доски (толщиной 1,5-2 см и длиной 25 см), один край которой был
скошен и заканчивался толстыми зубьями. Посередине доски под косым углом
крепилась ручка. Изготовив 50-60
см ковра, мастерица выравнивала «стручки» ножницами и
наворачивала готовый кусок на вал или же просто перетягивала основу на навоях
так, чтобы можно было продолжать работу дальше.
Завязывание «стручков»
было делом несложным, но требовало большой усидчивости и терпения. Обычно к
этому привлекали девочек с 9-10 лет. Взрослая мастерица садилась в центре, а
девочки-ученицы располагались на маленьких скамеечках по обе стороны от нее. На
свободные нити основы крепился рисунок с узорами, глядя на который, мастерица
подбирала шерсть нужного цвета. Девочки работали под ее руководством, осваивая
постепенно весь процесс тканья.
По
воспоминаниям старожилов, еще в начале XIX в. мастерицы использовали так
называемые «персидские» узоры. Однако впоследствии традиция эта была утрачена,
и в 80-х гг. XIX в. на дубовских коврах пышно цвели яркие розаны,
позаимствованные из приложений к модным журналам.
Несмотря на
всю простоту работы и относительную дешевизну материала и работы вскоре этот
промысел стал невыгоден, а к середине 50 – х годов XX века практически забыт. Такое
забвение произошло из-за многих факторов. Отсутствие большого разнообразия
узоров для ковров, подорожание сырья при спаде спроса. Механизация труда, либо
по другим причинам, которые ныне не известны.
Литература:
Рыблова, М.
А. Женские промыслы на Нижней Волге и Дону в XIX - начале ХХ вв. / М. А.
Рыблова // Сарепта : ист.-этногр. вестник / ГОК Ист.-этногр. и архитектур.
музей-заповедник «Старая Сарепта». - Волгоград : Мириа, 2011. - Вып. 4. Ч. 2. - С. 59-74.
Рыблова, М.
А. Ткачество и вязание на Нижней Волге в XIX - начале XX вв. / М. А.
Рыблова // Дом Дружбы. Волгоград. - 2012. - № 3. - С. 22-23.
Рыблова, М.
А. «Хохлацкое дело» дубовских мастериц / М. А. Рыблова // Дом Дружбы.
Волгоград. - 2012. - N 4. - С. 20-21 : фот.
Традиции и
история изготовления ковра в г. Камышине и посаде Дубовка.
Дубовские ковры // Историческое
объединение. – Режим доступа : http://historicalunion.ucoz.ru/publ/promysly_saratovskoj_gubernii/dubovskie_kovry/6-1-0-10
Комментариев нет:
Отправить комментарий