6 июня отмечается Пушкинский День России. Предваряя
это чудесное событие, библиотека провела литературный час «Пушкин начинается с
детства» для ребят из летнего лагеря МОУ СШ № 56. Название встречи несло
двойную нагрузку. Для каждого россиянина Пушкин начинается с детства, когда
родители или бабушки-дедушки читают его сказки. Но, ведь, и сам Александр
Сергеевич, как личность, «начинается» с детства. Поэтому разговор с ребятами
разделился на две части – о Пушкине, и о сказках Пушкина.
Началась встреча с вступительного слова М. Н.
Урусовой, в котором она обратила внимание на одну ценную особенность Пушкина и
его произведений, показав первый том «Словаря языка Пушкина». В этот
четырёхтомный словарь вошло около 21 тысячи слов, и ещё две тысячи отмечены в «Новых
материалах к словарю». Итого получается около 23 тысяч. А современный человек
использует всего 6 тысяч слов. Можно сказать, что словарь Пушкина – это
сокровищница русского языка.
После вступительного слова ребятам был показан клип «Лукоморье» (песня
на стихи А. С. Пушкина), сделанный нейросетью. По окончании просмотра ведущая
предложила сказать, в чём напутала нейросеть в этом клипе. Несколько ребят
решили, что изменён текст, а другие дети правильно ответили, что в клипе у
избушки отсутствует четвёртая нога, а
Баба Яга летит не в ступе, а в супнице. На что ведущая добавила ещё одну
нелепость из клипа, признав, что, несмотря на то, что искусственный интеллект
многое путает, тем не менее, песня получилась хорошая и современная.
После этого ребята прослушали рассказ о семье и
друзьях поэта, с которыми он познакомился в детстве и отрочестве.
Говоря о родителях поэта, она отметила, что их принято
упрекать в недостатке внимания к сыну, но на самом деле они вели самый обычный
для того времени образ жизни, и по меркам своего века были просто образцовыми
родителями. Вся их вина в том, что им довелось быть родителями поэта (о чём они
долгое время не догадывались), а эти люди чувствуют глубже и им нужно уделять больше
внимания, чем обычным детям. Главную роль в воспитании Пушкина сыграла его
бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал. Это была удивительная женщина. Она не
лишена была литературных способностей – её письмами в лицей Пушкину зачитывался
Антон Дельвиг. При этом она не знала французского языка, говорила и читала
только по-русски. И именно она прививала своим внукам вкус ко всему русскому –
нанимала или приглашала русских преподавателей, подобрала для Саши няню – Арину
Родионовну – и дядьку Никиту Козлова. В её имении Захарово Пушкин проводил
каждое лето – бегал босиком, катался на коне, купался в речке, играл с
деревенскими детьми. Именно там он набирался «русского духа».
Лицейской теме было уделено гораздо меньше внимания –
прозвучала информация лишь о самых близких друзьях: И. Пущине, В. Кюхельбекере
и А. Дельвиге. А также об Александре Горчакове, который был последним, кто ушёл
из жизни из «лицейского братства» и приложил немало усилий для того, чтобы
возвеличить Пушкина. Не остался без
внимания и последний по успеваемости лицеист – Павел Мясоедов, ставший
хранителем лицейских традиций, и каждый год собиравший на праздничный обед (за
свой счёт) лицеистов своего выпуска.
После рассказа о детских и лицейских годах А. С.
Пушкина ведущая предложила вернуться к словарю и попробовать «угадать», что
значит то или иное слово. Ребятам предложен был небольшой перечень слов: очи,
вежды, ланиты, очарованье, багрец, выя, дроги, облучок, ямщик, кушак и бразды.
Отрадно было слышать, что некоторую часть слов они знают – например, очи и
вежды. Получив объяснение, они даже сумели правильно вставить их в русскую
речь. Получилась небольшая игра – ведущая вставила слово «выя» в обыденную
речь: «Ты помыл свою грязную выю?» или «Иванов, не крути выей!» Кто-то из
мальчишек тут же пошутил в адрес не знающих этого слова: «…и получишь за выю по
вые». Похоже, этот урок «пушкинского языка» детьми был усвоен.
Самой интересной для ребят оказалась викторина по
сказкам Пушкина, ответом на которые служили отрывки из фильмов и мультфильмов,
снятых по ним. Во время викторины нашлись настоящие ценители пушкинского
творчества, отвечавшие безошибочно почти на все вопросы. Самым сложным оказался
вопрос о количестве сыновей царя Додона.
Завершилась встреча посещением литературной гостиной
библиотеки, где ребята увидели портреты Александра Сергеевича, Натальи
Николаевны, Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиной, Николая Афанасьевича и
Натальи Ивановны Гончаровых, а также детей поэта – Александра, Марии, Григория
и Натальи. Главное внимание ребят из лагеря было привлечено к потомкам Пушкина.
Наиболее внимательные и любознательные из ребят (те,
кто задержался, чтобы задать дополнительные вопросы) получили «бонус» -
сфотографировались в цилиндре.
Самые горячие благодарности мы получили от
воспитателей, которые признались, что не знали многого из того, что прозвучало
на встрече, но дети тоже остались довольны. Ждём новых встреч.
Комментариев нет:
Отправить комментарий