История гласит, что в 1774 году во время
русско-турецкой войны, девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию
России и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе,
то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли
только старики и малолетние дети.
И они выстояли!
В честь этой нелегкой победы в станице
Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».
В экстремальных условиях
приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно
особый тип женщины – казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали
огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в
значительной мере это было сделано женскими руками.
Мужчины постоянно были в походах, на
кордонах. А дома оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали поля,
огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в
которых утопали станицы.
Они собирали урожай, пекли хлеб, делали
заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали,
могли и хворобы лечить, и хату подправить.
Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед людьми и перед Богом за нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.
Свободная, не знавшая рабства и барщины
казачка, привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если муж содержал в
холе коня, то жена с не меньшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы
без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж
находился на военной службе, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить
присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она
управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и
самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной
земли. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и
старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла
она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила - гордая
казачка.
Казачка была не только неутомимой
труженицей, но и организатором. Традиционно руководил большим семейным
коллективом старик-дед и главными его помощниками становились бабки, матери,
жёны казаков. Они распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно,
нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть
продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и
самостоятельности крестьянки других регионов России не знали.
Но казачка умела не только это. При
нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть,
защищая детей или давая им возможность убежать.
800 казачек участвовали в обороне Азова в
1641 году.
А сколько в XVI—XVIII вв. встречается
упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские,
уральские, сибирские городки?
Если мужчины были дома, казачки укрывали
детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая
ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный
защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей!
Рынки Крыма и Тамани были переполнены
полонянками разных народов, но из казачьих городков хищники угоняли только
детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!
В казачьей семье женщина испокон веков и
по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу
жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям,
воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной
земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим,
готовностью встать на защиту Родины.
Наверное,
как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина
приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и
любовью».
Сказка-апокриф
«Казачьи жемчуга»
Это случилось во времена давние былинные,
времена заповедные. Когда казакам приходилось часто биться и гибнуть на
просторах великого дикого поля, на синем море да в Кавказских горах. Когда души
погибших, реяли над мелями, да болотистыми лиманами Анатолийскими, над
непроходимыми ущельями, да над бескрайними степями, где по балкам и оврагам, по
днепровским островам, по темным пещерам, а то и просто в степи, лежали
непогребенными тела их, обмываемые дождем, обвеваемые ветром, палимые солнцем.
Когда горестные стенания и причитания по сложившим свои головы казакам неслись
с каждого хутора да станицы, как шум воды на порогах речных. И катились горькие
слезы казачьих матерей да жен и образовывали ручьи и реки.
И дошли те стенания до чертогов небесных.
И спустилась тогда с неба на землю Мать Божья и пошла вместе со Святым Николаем
Угодником по обширному казачьему краю, внимая горькому плачу своих детей. И в
какую бы станицу или хутор ни заходила Богородица из каждого казачьего куреня
раздавались горькие стенания и плач. И сжималось сердце от тех горьких
причитаний и слез. Долго ходила Мать Божья по казачьему краю, утешая и вытирая
слезы стенающих, своими пречистыми покровами, но не было конца и края тому
великому горю постигшему ее детей.
И когда наступил знойный день, пересохли
от жалости уста Ее, и нечем было их освежить. Никто на хуторах да станицах не
выходил на их стук, никто не подходил к дверям и только громче раздавался за
ними горький плач и стенания.
Со скорбью в сердце подошла Мать Божья к
глубокой реке. Наклонилась пречистая Богородица, чтобы зачерпнуть студеной
воды, но тут упала и скрылась под водой ее жемчужная корона.
- Пропал мой венец, никогда у меня уже не
будет таких жемчугов, - сказала Она Святому Николаю Угоднику.
- По истине не найти таких жемчугов ни на
земле, ни на небесах, – внимал ей Святой Николай.
Когда же вернулись они в свой небесный
Дом, то увидела светлая Богородица на своем троне такой же чудесный жемчуг.
- Так как же он мог попасть сюда, -
воскликнула Она, - когда я его потеряла. Это, наверное, его нашли казаки и
передали для меня.
- Нет, Матушка, - сказал ей Сын Ее, - то
вовсе не жемчужины, а слезы казачьих матерей да жен. Ангелы собрали их и
принесли сюда к Твоему престолу».
По сей день женщина в казачьей семье особо
почитается. День матери-казачки полон душевной теплоты, ведь самый дорогой для
всех людей человек – это мама.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий