17 июня 1903 года (120 лет назад) родился советский поэт Михаил Светлов.
Михаил Аркадьевич
Светлов (при рождении Мотл Аронович Шейнкман) родился 17 июня 1903 г. в
Екатеринославе (Днепропетровске) в семье мелкого ремесленника. Учился в
начальном училище, одновременно подрабатывал в салоне фотографии и на товарной
бирже.
Печататься начал еще в юности. В 1919 г.
он решил взять себе псевдоним – «Светлов».
В следующем году он добровольно записался в Красную армию, активно участвуя в
Гражданской войне. В 1922 г. парень обосновался в Москве.
Примерно через год Михаил Светлов издал
свой первый поэтический сборник «Рельсы».
После этого свет увидели такие книги поэта, как «Стихи о ребе», «Корни», «Ночные встречи» и др. В них затрагивались
темы героизма и романтики эпохи Гражданской войны.
В 1925—1926 гг.
написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», ставшие очень популярными у
современников. «Гренаду» приняли даже мэтры поэзии -
Маяковский читал в сценических выступлениях, Марина Цветаева написала
Пастернаку: «Передай Светлову, что
его «Гренада» — мой любимый стих за все
эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, пусть
Есенину мирно спится». Удивительным образом стихотворение оказалось
пророческим: ровно десять лет спустя «Гренаду» пели
бойцы-интернационалисты на войне в Испании, считая песню народной, актуальной,
только что написанной. В концлагере Маутхаузен «Гренада» стала гимном
узников, за его исполнение их убивали на месте…
«Гренада» в исполнении ансамбля «Гренада»
В ранних стихах
пробиваются характерные для всей поэзии Светлова темы гуманизма и
интернационализма (поэмы «Комсомол» и «Хлеб», «Стихи о ребе» и др.).
В 30 х гг.
Светлов обращается к драматургии (пьеса «Двадцать лет спустя»), пишет лирические стихи. Он избегает сложных смещений ритма, длинных
стихотворных периодов, неожиданных словосочетаний. Его поэзия ориентирована на
музыкально-слуховое восприятие. Отсюда названия «Песня», «Песенка», «Моя песня» и т. п.
Скепсис Михаила Светлова касательно
перехода в НЭП, возрастающий карьеризм партийных деятелей и обращение к темам
обездоленных людей привели к травле его поэзии со стороны правительства и
некоторых коллег. В 1928 г. он был исключен из комсомола «за троцкизм».
Согласно архивам НКВД Михаил выступал на
стороне оппозиционеров, а также совместно с поэтами Голодным и Уткиным
публиковал подпольную оппозиционную газету «Коммунист». В документах говорилось и о том
будто он предоставлял финансовую помощь родственникам арестованных
оппозиционеров.
В 1934 г., в момент основания Союза
писателей, Светлов говорил, что от данной организации «кроме пошлой
официальщины, ждать нечего». Кроме того, относительно Третьего Московского
процесса он заявлял, что это не процесс, а спланированные убийства, и что
Компартии уже нет – она переродилась и не имеет ничего общего с пролетариатом.
В 1935 году кинорежиссер Семен Тимошенко
снимал фильм «Три товарища «, главные герои которого подружились еще на
Гражданской, и в сценарии имелся совсем крошечный эпизод, где старые друзья
вспоминают: «А помнишь в 20-м под Каховкой?..» (в 1920 году в небольшом поселке
под Херсоном велись бои с врангелевскими войсками). Композитор Исаак
Дунаевский тут же сделал пометку: «Здесь должна быть песня!». И она появилась.
Режиссер поехал в Москву к Михаилу Светлову, которого хорошо знал, и прямо с
порога поставил перед поэтом задачу: «нужна песня, в которой были бы Каховка и
девушка». Устав с дороги, тут же прилег на диван с просьбой разбудить его,
когда что-то начнет получаться.
В статье «Мы, как знамя, поднимем песню» Светлов вспоминал:
«Каховка — это моя земля. Я вспомнил горящую Украину,
свою юность, своих товарищей…
Мой друг
Тимошенко спал недолго. Я разбудил его через сорок минут. Сонным голосом он
спросил меня:
— Как же это
так у тебя получилось, Миша? Всего сорок минут прошло!
Я сказал:
— Ты плохо
считаешь. Прошло сорок минут плюс моя жизнь».
Музыка родилась
тоже очень быстро, прямо в студии, на глазах у всей съемочной группы.
«Каховка». Фильм «Три товарища»
Судьба Светлова никогда не была легкой:
его обвиняли в троцкизме, исключили из комсомола; хорошо, что только этим
обошлось. За слова «Коммунистической партии нет давно, она переродилась во
что-то ужасное и не имеет ничего общего с пролетариатом» поэт мог понести и
более жёсткую кару.
В годы Великой
Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати.
Во фронтовых
воспоминаниях Евгений Долматовский рассказывает нам о подвигах майора
Светлова:
«… до меня доходили только легенды о Светлове. Майор Светлов в составе танкового экипажа участвует в прорыве… Майор Светлов в дни Бобруйского «котла» столкнулся с группой немецких солдат во главе с генералом, взял их в плен и привел в штаб… Майор Светлов выпускает газету, находясь вместе с корпусом в глубоком рейде в глубь Польши и Германии. Между прочим, он опять взял в плен группу солдат.
За мужество,
проявленное в годы войны, корреспондент М. Светлов награжден тремя орденами и
медалями».
Лучшие образцы
его творчества военных лет — поэма «Двадцать восемь» , стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение «Итальянец», пьеса «Бранденбургские ворота».
«Итальянец». Читает Василий
Лановой
Послевоенная
поэзия Светлова становится философской. Он размышляет о жизни, связи времён,
истории, человеческом призвании и счастье (
«Бессмертие «, «Любовь «, «Искусство «, «Горизонт « и др.).
Светлов всегда
был непримирим ко всякой фальши, громогласной риторике, холодной
декларативности.
Его юмор, о
котором ходили легенды, превращался в таких случаях в точную и беспощадную
сатиру. Поэт считал предназначением своего творчества «быть «скорой помощью» для
любого человека, разделить его горе, принять его близко к своему сердцу».
Михаил Аркадьевич всю свою биографию
предпочитал оставаться в тени. Львиную долю заработанных средств он раздавал
нуждающимся и порою сам испытывал материальные трудности. Мужчина долгие годы
курил табак, что в конечном счете стало причиной его кончины.
Михаил Светлов умер от рака легкого 28
сентября 1964 г. в возрасте 61 года.
Настоящего
признания поэт удостоился только после смерти: в 1967 году ему была присуждена
его единственная литературная награда - Ленинская Премия в разделе «Поэзия». Посмертно…
Из дневника Павла Антокольского: «Как много хорошего ушло вместе с ним. Определить, что именно – невозможно. Не только талант, как бы ни был он велик, не только доброта, остроумие, нравственное достоинство, помощь в поддержке сотням людей. Неопределимо – обаяние. А главное – Светлов был предметом общей непрестанной любви. Если был, значит, заслужил».
Светлов читает свои стихи
Песни на стихи Михаила Светлова и музыку Микаэла
Таривердиева
Исполняют Сергей и Николай Радченко
Песня слепцов
Исполняет Сергей Никитин
Ночь стоит у взорванного моста
(Муз. Г. Портнова)
Исполняет Галина Улётова
Комментариев нет:
Отправить комментарий