В 1977 году (45 лет назад) была написана повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд».
«Сто лет тому вперёд» — фантастическая повесть
Кира Булычёва из цикла об Алисе Селезнёвой для детей среднего школьного
возраста, выпущенная в 1978 году. Повесть была весьма популярна, однако
особенно известной она стала после выхода на телеэкраны в 1985 году её
экранизации - пятисерийного телефильма «Гостья из будущего». В самых первых
изданиях повести псевдоним её автора Игоря Можейко был написан как «Кирилл
Булычёв», а не «Кир Булычёв». Оригинальным иллюстратором книги стал известный
советский художник-иллюстратор Евгений Мигунов.
Когда у писателя родилась дочь Алиса, он все чаще стал думать о том, чтобы написать что-нибудь для детей. И Булычев задумал детский фантастический рассказ. А так как имена своих героев он часто «заимствовал» у родственников или знакомых, то новая героиня получила имя дочери писателя и девичью фамилию его тещи. Так появилась Алиса Селезнева, которой суждено было стать культовой фигурой в жизни нескольких поколений советских детей. Булычев не раз говорил, что его дочь — вовсе не прототип Алисы, что она даже книгами о своей литературной тезке никогда не увлекалась. В то же время супруга писателя, Кира Сошинская, рассказывала, что он, наблюдая за дочерью, добавлял своей героине качества, которые хотел бы видеть в своей дочке. Кстати, чету Селезневых зовут так же, как чету Можейко — Игорь и Кира.
Дочь писателя Алиса Лютомская вспоминала,
что сначала Булычев свою героиню назвал Аленка. Но быстро понял, что Аленка
ассоциируется только с шоколадом и такую героиню никто не запомнит.
Алиса Селезнева — обычная девочка, которая
живет в ХХI веке и попадает в самые невероятные ситуации:
путешествует в прошлое и будущее, опускается на дно океана,
расследует преступления, совершает научные открытия. У нее появляются
друзья — такие же дети из будущего, как и она сама.
Особенно примечателен Пашка Гераскин, по чьей вине Алиса не раз
вынуждена рисковать жизнью и которому впоследствии автор посвятил
несколько произведений цикла.
Повесть «Сто лет тому вперёд» была
неоднократно переиздана как при жизни автора, так и в первые годы после его
смерти. Наиболее употребительными альтернативными названиями были «Алиса в
прошлом», «Девочка из будущего» и название самого фильма «Гостья из будущего».
Булычева
неоднократно просили написать о «взрослой Алисе», проследить
ее дальнейшую жизнь, но он категорически не хотел этого
делать. «Алиса не может повзрослеть,
потому что она — маска. Так же, как не может быть Пиноккио
взрослым дядькой с деревянным носом. Писать про повзрослевшую Алису?
Ее нет, ее не может быть. Тогда она станет человеком. Буратино
остается деревянным человечком, он не может стать человеком», —
говорил писатель в одном из интервью.
В 1982 году студия «Диафильм» выпустила
одноимённый диафильм — «100 лет тому вперёд. Коля в будущем», где описываются
события книги только до момента прибытия Коли на космодром. Содержание
диафильма практически идентично повести (в отличие от последующей киноэкранизации),
за исключением лишь даты: в диафильме Коля попадает не в 11 апреля, а 11
августа 2082 года.
В 1984 году по мотивам повести режиссёром Павлом
Арсеновым был снят 5-серийный телефильм «Гостья из будущего», роль Алисы в
котором сыграла 12-летняя московская школьница Наташа Гусева. Между фильмом и
повестью имеются значительные различия: совершенно другие вступление и
концовка, отсутствие/присутствие некоторых персонажей, разные даты XX и XXI
веков и, как следствие, различные интервалы перемещения во времени. Фильм имел
невероятный успех, породив целую «алисоманию».
На 2023 год запланирована премьера фильма
«Сто лет тому вперёд» с Константином Хабенским и Викторией Исаковой в главных
ролях.
Написанная для детей, повесть «Сто лет тому вперёд» привлекает внимание литературоведов, социологов, политологов. Ей посвящены научные статьи (Мария Яворская «Мы – это и есть вы». Сопоставление образа будущего в книге «Сто лет тому вперёд» и фильме «Гостья из будущего» в историческом контексте»; Татьяна Тернопол «Прекрасное далёко»: гендер в мире будущего в повестях Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой), она используется для раскрытия тем научных диссертаций. И, конечно, остаётся одной из самых дорогих книг для любителей фантастики.
Отзывы
на книгу от пользователей сайта «Лаборатория фантастики»:
Книга «Сто лет тому вперед» и к/ф «Гостья из Будущего» —
настоящий Гимн Детству и нерукотворный Памятник самым возвышенным чувствам
Человека!
Да, книга и фильм весьма отличаются друг от друга, но образ
Алисы в моей памяти запечатлелся именно таким, каким его воплотила несравненная
и обаятельная Наташа Гусева!
Да, я горд и счастлив, что мое детство пришлось на добрые
80-е. Именно такими мы и были, как показаны в этих шедеврах: так как мы
дружили, любили, шли на помощь и исповедали, искренний мальчишеский патриотизм,
я, увы, не встречал ни в «лихие» 90-е, ни в «продвинутые 2000-е. Я не ханжа и
не хочу сказать, что то поколение детворы было лучшее в истории, но глядя на
сегодняшнюю молодежь... которая любовь променяла на низкопробную эротику и
товарищество на выгоду, склонен сказать: что-то в нашем обществе поломалось...
Выключилось что-то...
Поэтому данная книга — это слепок той эпохи, когда мы, не
знавшие гламурных электронных девайсов, играли в Робин Гудов и полярников,
мечтали стать космонавтами или капитанами дальнего плавания (причем совсем не
из меркантильных соображений).
В кино и книге разница не только в сюжете, но и в харизме
героев. В том числе и Весельчака У, который даже успел поработать в
«Мосфильме», благодаря способности к перевоплощению (сцены, как он в облике
Наполеона рассекал по Москве, забыть трудно).
Поэтому, кто желает познать настоящую юношескую приключенческую литературу, в которой нет места навязанному ботанику Гарри Потерру или, набившему оскомину Эрагону, — приобщайтесь в клуб почитателей Алисы Селезневой, дочурки космо-зоолога и архитектора!
Одна из самых святых детских книг. Одна из книг, с которых
началось мое увлечение фантастикой. И, наконец, одна из немногих книг, которую
я с удовольствием прочитал уже после того, как посмотрел экранизацию (обычно
сложно это — лучше сначала все-таки ознакомиться с первоисточником).
Захватывающая история, в которой есть все, что может понравиться ребенку —
простые и понятные герои, приключения, пираты, перемещения во времени, изящный
юмор и всепобеждающая дружба.
Кир Булычев этой книгой создал настоящий шедевр детской
фантастики, книгу, без которой меня бы, возможно, на этом сайте и не было
никогда. Ведь когда-то именно приключения Алисы Селезневой принес мне папа,
после чего, собственно, все и началось:)
Конечно же, повесть писалась для детей. Но вот что
интересно — насколько неожиданным было для Кира Булычева то, что её с
удовольствием будут читать и взрослые люди? И это при том, что в некоторых
отношениях книга настолько наивна, что больше напоминает полусказку, чем
фантастику.
Однако, получилась, что эта поразительная наивность,
переходящая порой, с точки зрения взрослого человека, то в буффонаду, то в
какой-то веселый капустник, оказалась для такого вот взрослого человека как раз
весьма притягательным чтением — начиная с лубочного детского будущего с
автоматами для мороженного, выдающими не более трех порций мороженного зараз,
КосмоЗоо и автобусами, никуда и никогда не уезжающими со своего места, и кончая
такими же лубочными страшными и ужасными космическими пиратами, попавшими в
наше время.
Но главное, что притягивает взрослого читателя к этой
книге, даже не это — главное в том, что все мы, взрослые, когда-то были
шестиклассниками и теперь с грустью вспоминаем то удивительное время, когда
весь мир вокруг был полон загадок и приключений, а вокруг были товарищи и
друзья, с которыми любая проблема казалась по плечу. И Кир Булычев подарил нам
шанс еще раз побывать в том чудесном времени, когда мы были 10-12 летними
подростками.
Свою толику удовольствия от чтения добавил и чудесный фильм «Гостья из будущего», позволивший не только читать книгу, но и сравнивать написанное с тем, что ты видел в кино, и, конечно же, выбирать, где, что и почему получилось лучше — увлекательнее и эффектнее.
Кажется, откроешь эту книгу и попадешь... нет, даже не в будущее. А в
детство. В то время, когда впервые познакомился с Алисой, открыл для себя
машину времени и с тех пор начал отчаянно, хоть и тайком, мечтать о миелофоне.
Поэтому для меня это своеобразная машина времени, способ хоть на несколько часов вернуть себе детство, и только потом великолепное фантастическое произведение, актуальность которого не потеряется никогда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий