18 ноября 1927 года (95 лет назад) родился советский и российский кинорежиссёр Эльдар Александрович Рязанов.
Родился Эльдар
Рязанов 18 ноября 1927 году в Куйбышеве. Вернуться в родной город 14-летнему
Рязанову довелось в 1941 году, когда их семья эвакуировалась из Москвы в
тыловой Куйбышев. Рязанов рассказывал, что, несмотря на тяжелые годы, его
военное детство в городе Куйбышеве было счастливым, полным приключений и
забавных историй: «Наш дом на улице
Фрунзе, 120, расположен наискось от филармонии. Часто ходил туда. Самое сильное
впечатление на меня произвели гастроли Большого театра, - вспоминал режиссер. -
Мы записывались в пять утра в очередь, чтобы достать билеты. Надо прямо и
честно сказать, что, помимо любви к музыке, в театре меня привлекала еще одна
вещь. Уже была карточная система. А в театральном буфете продавали пирожные без
карточек. Конечно, была очередь, и нужно было потолкаться, чтобы купить эти
пирожные, но зато они возмещали нехватку еды. Больше всего я любил эклеры».
Отечественное кино могло многое потерять, ведь в школьные годы Эльдар Рязанов о карьере режиссера и не помышлял. Он грезил о путешествиях и решил стать моряком. Ради заветной мечты на год раньше сдал выпускные экзамены в школе и написал заявление в Одесское мореходное училище. Но желанного ответа из мореходки так и не дождался. И неожиданно для самого себя в 16 лет стал студентом факультета режиссуры во ВГИК. На 2-м курсе будущую знаменитость чуть не исключили из института за неуспеваемость. Декан факультета вызвал его и сказал: «Знаете, дорогой Элик, нам все-таки придется с вами расстаться. Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды». Рязанов от отчаяния высказался напрямик: «Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить тогда». Декан удивился и решил дать находчивому студенту еще один шанс.
Но все же
институт кинематографистов будущий мастер комедии окончил с отличием
в 1950 году. Его дипломной работой стал документальный фильм «Они
учатся в Москве», который был настолько хорош, что едва не попал
на большие экраны.
Рязанов никогда
не мечтал снимать комедии. После получения диплома он пять лет с энтузиазмом
работал на Центральной студии документальных фильмов, изъездил всю страну: от
Камчатки до Кубани. Одна из его короткометражек — «Остров Сахалин» — была отобрана для участия
на Каннском кинофестивале. Это стало поворотным моментом
в карьере режиссера.
И когда в 1955
году Эльдар Рязанов решил остепениться и устроился режиссером на «Мосфильм»,
тогдашний начальник киностудии Иван Пырьев буквально заставил молодого
режиссера взяться за съемки музыкального фильма.
При этом сам Пырьев всячески
вмешивался в работу над проектом. Так, Рязанов хотел сделать фильм
реалистичным, где в основу легли бы социальные мотивы. Тогда как
глава «Мосфильма» настоял на легкомысленном и жизнерадостном
характере картины.
И вот
когда фильм был отснят, именитые мастера из художественного совета забраковали его, сказав, что
он скучный и бездарный. Но все же ленту «Карнавальная
ночь» пришлось выпустить, нужна была новогодняя комедия. И зрители
ее оценили: фильм стал лидером проката в 1956 году.
Если Людмила Гурченко – наша «карнавальная ночь», то режиссер Эльдар Рязанов наша «ирония судьбы». Хотя «Ирония судьбы…» создана Рязановым на двадцать лет позже «Карнавальной ночи», видимо прямое отношение этой ленты к новогоднему празднику еще более увеличило ее популярность. Картина стала, скажем, прямо» дежурной новогодней лентой. Но она этого, разумеется, заслуживает по всем статьям. Рязанов был не просто комедиографом номер один советского периода. Он сделал прорыв в нашу сегодняшнюю жизнь, подготовил к ней общественное мнение. Его герои «срывали все и всяческие маски» с персонажей того времени, демонстративно ставили чисто человеческие интересы выше идеологических, производственных и прочее.
Ленты Рязанова критика и власть принимали холодно и настороженно. Так, картина «Человек
ниоткуда» была допущена к зрителю очень малым экраном. Но разведка жанра
продолжалась. За героическим мюзиклом «Гусарская баллада» вышла бытовая комедия
«Дайте жалобную книгу!». Попадая в руки Рязанову, городской анекдот, обрастая
жизненными реалиями, становился на экране очередным кинобестселлером, подлинным
киношедевром. Вспомним хотя бы ленты «Берегись автомобиля!», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники».
Но путь к звездам был тернист: комедия «Гараж» и телефильм «О бедном гусаре
замолвите слово» не только подверглись цензурным «дороботкам» и «замалчиваниям»
в прокате, но и стоили режиссеру нескольких инфарктов.
Практически в
каждом своём фильме Рязанов снимался в эпизодических ролях. Это были роли
случайного прохожего, полицейского, посетителя кафе, врача, гробовщика или
спящего участника собрания. Это стало его визитной карточкой. «Использую служебное положение, потому что
служебное положение существует только для того, чтобы им пользоваться, —
отшучивался Рязанов по этому поводу. —
Я не беру главные роли, я беру маленькие, потому что понимаю, что играть не умею, я не артист, у меня нет
артистического образования. Поэтому это такое озорство, типа автографа что-то».
Рязанов с юности писал стихи. Даже ходил показывать их Константину Симонову, но долгие годы скрывал этот свой дар от окружающих. Известно, что время от времени он предлагал свои стихи для песен композиторам, с которыми работал, выдавая их за стихи известных поэтов. Так появились на свет песня «У природы нет плохой погоды» и романс «Под лаской плюшевого пледа», а также другие песни.
У природы нет плохой погоды
Под лаской плюшевого пледа
В конце жизни он опубликовал целый поэтический сборник «Музыка жизни», в который вошло стихотворение «Молитва».
Молитва
Подготовила Наиля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий