29 сентября 1922 года от
Петроградского причала отошёл первый «философский пароход».
История
имеет свойство повторяться и развиваться по спирали. Порой, вглядываясь в
исторические события столетней давности, примеряешь их на сегодняшний день. И
то, что когда-то казалось жестокостью, может сегодня рассматриваться как не
лишённое смысла решение. Хотелось бы только, чтобы подобные «акции», если они
будут повторяться, с каждым разом становились всё более гуманными и
избирательными.
29
сентября 1922 года от Петроградского причала отошел пароход «Обербургомистр
Хакен», 16 ноября – «Пруссия», 19 сентября - отшвартовался пароход из Одессы,
18 декабря - итальянский пароход «Жанна» из Севастополя. Морские суда, как и
отправлявшиеся за границу поезда, с легкой руки известного физика и философа
Сергея Хоружего вошли в Историю под собирательным образом философского
парохода. 23
сентября из Москвы в Берлин (Германия) и в Ригу (Латвия) вышли философские поезда.
Эта спецоперация советской власти проходила под личным контролем и по указанию ее вождя, отдавшего роковое распоряжение 19 мая 1922 года. За три дня до того, как перенес первый инсульт.
«Т.
Дзержинский!
К вопросу о высылке за границу
писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить
тщательнее. Без подготовки мы наглупим...
Все это явные контрреволюционеры,
пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи.
Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить, и излавливать
постоянно и систематически и высылать за границу.
Прошу показать это секретно, не
размножая, членам Политбюро, с возвратом Вам и мне, и сообщить мне их отзывы и
Ваше заключение.
Ленин».
197
человек включал список высылаемых (67 из Москвы, 53 из Петрограда, 77 с
Украины). В том числе: 69 научно-педагогических работников; 43 врача; 34
студента; 29 писателей и журналистов; 22 экономиста, агронома и кооператора.
Лев
Троцкий о причинах высылки философов:
«Те элементы, которые мы высылаем или
будем высылать, сами по себе политически ничтожны, но они потенциальное орудие
в руках наших возможных врагов.
В случае новых военных осложнений все
эти наши непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической
агентурой врага, и мы вынуждены будем расстрелять их по законам войны.
Вот почему мы предпочитаем сейчас, в
спокойный период, выслать их заблаговременно. Я выражаю надежду, что вы не
откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность».
А
на следующий день, 31 августа, «Правда» опубликовала официальное сообщение об
административной высылке инакомыслящих под заголовком «Первое предостережение».
В нем были упомянуты «основные опорные
пункты» интеллигенции — высшая школа, публицистика, литература, философия,
медицина, агрономия, кооперация, и озвучены обвинения, предъявленные ученым,
врачам, писателям: «оказывали упорное сопротивление реформированию высшего
образования», «злобно и
последовательно старались дискредитировать все начинания советской власти,
подвергая их якобы научной критике», «искали
сближения с контрреволюционным движением той части духовенства, которая активно
выступила против изъятия церковных ценностей».
На
философских пароходах/поездах оказались далеко не только философы. В
пассажирских списках можно встретить, например, писателя Михаила Осоргина
(настоящая фамилия Ильин), романы которого — «Сивцев вражек», «Времена» — были
переизданы и достаточно широко разошлись в 1990-е годы. Были и литературные
критики — Юрий Айхенвальд и Александр Изгоев; историки, самый известный из
которых Александр Кизеветтер; социолог Питирим Сорокин, который хоть и покинул
Россию не на пароходе, а на поезде, также входил в список, составленный ГПУ.
Были и математики, инженеры.
На
пароходах оказалось сразу два Булгакова: священник Сергий Николаевич Булгаков,
политэконом, философ, участник Поместного собора 1917-1918 г. и сподвижник патриарха
Тихона, который станет в эмиграции крупным православным богословом, и Валентин Федорович
— врач и близкий друг Льва Толстого.
Некоторые
пассажиры были специалистами сразу в нескольких гуманитарных отраслях.
Например, Лев Карсавин, профессор Петроградского университета, был
историком-медиевистом. Но к 1922 году он уже успел написать несколько
религиозно-философских работ, поэтому на момент депортации его тоже можно было
назвать философом. Сложно определить, кем был, Иван Ильин — философом или
правоведом? Ведь он работал на юридическом факультете Московского университета,
на кафедре энциклопедии права и истории философии права, и занимался философией
права.
Корабль
отходил примерно от того места, где к Неве выходят 8-я и 9-я линии
Васильевского острова, там установлен памятный знак. Навсегда покидавшие свою
Родину прощались с куполом Исаакия, шпилем Адмиралтейства. Неподалеку находился
Университет, а на противоположной стороне острова — Пушкинский Дом — сегодня это
здание Института русской литературы Российской академии наук.
Все
предназначенные к высылке подвергались аресту. В Москве с арестованными
обращались мягко: они или проводили в камере одну ночь, или к вечеру их вообще
отпускали. Иногда их допрашивали. Были случаи, когда просто давали подписать
протоколы, после чего официально объявляли, что гражданин такой-то подлежит
административной высылке из страны на три года — пожизненно депортировать по
тогдашнему законодательству было нельзя.
Но
бывали случаи, когда арестованных подолгу держали в тюрьме и обходились с ними
крайне жестоко. В дневниковой тетради отца Сергия Булгакова «Из памяти сердца»,
в которой он воспоминает, как его готовили к депортации есть свидетельства об
этом. В первую очередь на него давили морально. Людей, заключенных в соседних
камерах, нередко уводили куда-то насовсем. Отец Сергий понимал, что этого
человека, скорее всего, расстреляли, а значит, и его в один прекрасный день
могут точно также увести и пустить пулю в затылок. На допросах следователь
постоянно угрожал: «Мы вышлем вас в
Китай, и вы пойдете туда по этапу». Это была самая настоящая пытка:
Булгаков же знал, что, если его действительно отправят в Китай, семью свою он,
скорее всего, больше не увидит.
Среди
философов только Иван Ильин на вопрос: «Скажите,
гр-н Ильин, ваши взгляды на структуру советской власти и на систему
пролетарского государства» ответил категорично: «Считаю советскую власть исторически неизбежным оформлением великого
общественно-духовного недуга, назревавшего в России в течение нескольких сот
лет». В остальных случаях ответы были куда более мягкими.
Первоначально
речь шла о высылке на три года, однако перед самой депортацией высылаемым
объясняли, что «на три года» означает «навсегда», и заставляли подписать
соответствующую бумагу. В ней говорилось, что если они попытаются вернуться в
Советскую Россию, то будут расстреляны. Об этом пишет в своих воспоминаниях
Бердяев.
Некоторых
высылаемых поздравляли: дескать, уезжаете отсюда в цивилизованную Европу. Но
для них самих это была огромная жизненная трагедия. Как в Древней Греции, где
существовало особое наказание — остракизм, которое предполагало высылку людей
из Афин на отдаленные острова, например, на Родос. Это считалось самым ужасным
наказанием, тяжелее даже смертной казни, ведь смертная казнь отнимает жизнь, а
остракизм — честь. Такое же гнетущее ощущение бесчестья было у многих
пассажиров «философских пароходов».
Федор
Степун, философ, один из пассажиров «философских пароходов»:
«Высылаемым разрешалось взять одно
зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две
денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок; золотые вещи,
драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены,
даже нательные кресты надо было снимать с шеи.
Кроме вещей, разрешалось взять небольшое
количество валюты, по двадцать долларов на человека, но откуда ее взять, когда
за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже смертная казнь».
Лишь
один человек из высланных философов смог вернуться в Россию. Хотя возвращением
это назвать сложно.
Лев
Карсавин жил в Вильнюсе. Он отказался покидать город вместе с немецкими
войсками, став директором краеведческого музея: думал, что его не тронут —
он был уже в довольно преклонном возрасте. К тому же содержание статей, которые
он публиковал в эмиграционной прессе, были во многом комплиментарны по
отношению к советской власти. Однако в 1949 году его арестовали — за
«незаконное хранение контрреволюционной, антисоветской литературы» — и
отправили в лагерь «Абезь» в Республике Коми, где он скончался от туберкулеза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий