В Сталинградской битве сложно выделить
героев, поскольку речь идёт о массовом героизме военных и мирного населения. Объединенными
усилиями они сделали почти невозможное – отстояли город и положили начало конца
гитлеровской армии.
Об участии гражданского населения в битве на Волге рассказывает коллективная статья историков Великой Отечественной войны.
В. Т. Контемиров,
Н. А. Горюнова, О. А. Калашникова, Ю. Ф. Болдырев
ГРАЖДАНСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ СТАЛИНГРАДА В ПЕРИОД СРАЖЕНИЯ НА ВОЛГЕ
65-летие Сталинградской битвы, как и 60-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне, отмечается в иных исторических условиях: не стало государства, одержавшего победу, расчленен на части советский народ - народ-победитель, изменился общественный и государственный строй России и стран СНГ, идет резкое социальное расслоение общества. Существенные изменения произошли и в странах, побежденных во Второй мировой войне. Германия и Япония находятся в числе лидеров экономического прогресса, объединились ГДР и ФРГ, прекратил действие Варшавский договор. Уходят целые поколения, которые эту историю воспринимали с болью, как драму и трагедию своих собственных судеб. Приходят поколения, которые эти события воспринимают уже как древнюю историю. И все же, несмотря на необратимость времени, победа под Сталинградом остается в центре внимания как россиян, так и граждан других государств. Раскрытие исторической правды, объективное освещение Сталинградской битвы, ее итогов, ее последствий, ее значения по-прежнему остается первостепенной задачей для историков и деятелей культуры, средств массовой информации. Каким бы ни было наше прошлое, нам есть чем гордиться, нам есть что помнить. Победа советского народа в Сталинградской битве и Великой Отечественной войне была победой над злом, которое несла в себе фашистская идеология. Эта победа остановила распространение фашизма в мире. И те, кто сегодня ставят рядом фашизм и социализм, должны вспомнить, что освобождению от фашизма мир обязан социалистическому государству и его народу, который стоял насмерть и победил. Это объективная реальность. «Сегодня хорошо известно, какая участь ожидала народы нашей страны в случае победы Гитлера. В лучшем случае - онемечивание, полная утрата национальной самобытности. Для основной же массы населения - превращение в рабов или физическое уничтожение. Причем это не советская пропаганда, а реальные планы, подтвержденные как документами, так и практическими действиями оккупантов» [1] есть на чем воспитывать смену. И потому будущее России вовсе не так безрадостно, как его пытаются иногда представить. Великая держава была, есть и останется великой всегда. Только всем нам необходимо понять, что будущее Отечества закладывается сегодня. Среди большого количества тем по истории Сталинградской битвы особенно выделяется тема мирного, гражданского населения города в период сражений на Волге. Хронологические рамки: июль 1942 - февраль 1943 гг. Можно констатировать, что гражданское население, политическое и военное руководство были едины, понимая, что на алтарь Отечества надо было положить все, чтобы выстоять и победить. Борьба гражданского населения Сталинграда за правое дело протекала по нескольким направлениям: посильный вклад в строительство оборонительных сооружений на подступах к городу и на его территории; перевод промышленности на военный лад, труд на заводах, фабриках, транспорте во имя обеспечения победы; борьба в рядах народного ополчения, в истребительных батальонах, партизанских отрядах, подполье; забота о раненых защитниках Сталинграда; патриотическое движение помощи фронту. Поведение гражданского населения Сталинграда во многом было непонятно захватчикам и в то же время вызывало сомнения в успехе похода на Волгу.
Сошлемся только на одно яркое
свидетельство нашего противника. Полковник 6-й германской армии Вильгельм Адам писал:
«Советские войска сражались за каждую пядь земли. Почти неправдоподобным
показалось нам донесение генерала танковых войск фон Виперсгейма, командира 14-го
танкового корпуса. Пока его корпус вынужден был драться в окружении, оттуда поступали
скудные известия. Теперь же генерал сообщил, что соединения Красной Армии контратакуют,
опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное
мужество. Это выражается не только в строительстве оборонительных укреплений и
не только в том, что заводы и фабрики превращены в крепости. Население взялось
за оружие. На поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, нередко
сжимая в окоченевших руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде
застыли, склонившись над рулем разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не
видели. Генерал фон Виперсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от
Волги. Он не верил, что удастся взять этот гигантский город. Паулюс отверг его
предложение, так как оно находилось в противоречии с приказом группы армий «Б»
и верховного командования. Между обоими генералами возникли серьезные разногласия.
Паулюс считал, что генерал, который сомневается в окончательном успехе, не пригоден
для того, чтобы командовать в этой сложной обстановке. Он предложил Главкому командования
сухопутных войск сместить генерала фон Виттерсгейма и назвал в качестве его преемника
генерал-лейтенанта Хубе, который командовал 16-й танковой дивизией. Это предложение
было принято» [2]. Сталинград
всегда был многонациональным городом, как, впрочем, и его защитники. Самым критическим
моментом для гражданского населения был конец августа — начало массированной
бомбардировки города и налаживания действий речных переправ для эвакуации
населения, снабжения города и войск всем необходимым. В соответствии с
постановлением Военного совета Юго-Восточного фронта командующий 62-й армией
издал боевой Приказ от 26 сентября 1942 г. № 167, касавшийся организации переправ
армии. В нем говорилось: «1. Начальнику инженерных войск армии принять
переправы «Красный Октябрь» и Красная Слобода со всем наличием имущества и
переправочными средствами. Прием переправ закончить 27. 09. 42 г. [2].
Обслуживающие переправы 44-й и 160-й мотопонтонные батальоны передать в оперативное
подчинение начальнику инженерных войск армии для использования на переправах [3].
Начальниками переправ назначить: а) переправа № 1 («Красный Октябрь»)
—командира 44-го МПБ капитана тов. Езиева, комиссаром — старшего политрука тов.
Перминова; 6) переправа № 2 (Центральная переправа —Красная Слобода) —
полковника тов. Кеда, комиссаром — старшего политрука тов. Геженко. Техническим
руководителем переправы № 2 —командира 160 МПБ майора тов. Пономаренко..... [5]. Для организации
планомерной подачи боеприпасов, продовольствия, горючего, а также эвакуации
раненых на каждой переправе распоряжением начальника тыла армии иметь оперативные
группы... Оперативная группа всю свою работу координирует с начальником
переправы...». 27 сентября 1942 г. можно считать днем рождения «Переправы-62»,
фактически объединившей в одно целое переправу № 1 («Красный Октябрь») и
переправу № 2 (Красная Слобода). Этот же день можно считать и днем полного
прекращения деятельности Центральной переправы Сталинграда. Как видно из
приказа командующего 62-й армией, организация «Переправы-62» была глубоко
продумана и были учтены все важнейшие детали ее работы [3]. Я. А. Езиев был
одним из тех, кто отвечал за бесперебойное снабжение 62-й армии всем необходимым
для борьбы с врагом в Сталинграде. Это о таких защитниках Сталинграда, тружениках
речных переправ, как Я. А. Езиев, писал командарм 62-й армии В. И. Чуйков: «А
сколько было замечательных людей на переправе через Волгу! Кто там работал, тот
ежечасно, ежеминутно с глазу на глаз встречался со смертью». В помощь Езиеву
был направлен лейтенант А. А. Ильин, который зарекомендовал себя еще с августа
42-го, когда осуществлялась широко масштабная эвакуация сталинградского населения
на левый берег Волги. Секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) по транспорту И.
Сидоров особо отметил Ильина из числа 14-ти комиссаров, выделенных для работы
на переправах. Бойцы и командиры 44-го отдельного понтонно-мостового батальона,
обеспечивая «Переправу-62», работали на правом берегу Волги в районе «Красный
Октябрь» - «Баррикады». Постоянно находясь под обстрелом и бомбежкой, личный
состав батальона ни на минуту не прекращал работы: ремонтировал суда и причалы,
строил новые причалы, обеспечивал погрузку и разгрузку судов и т. д. Во время
одного из обстрелов 6 октября 1942 г. на причале был смертельно ранен командир
этого батальона майор Я. А. Езиев, а его заместитель лейтенант А. А. Ильин
ранен. По пути в госпиталь Езиев скончался. Через несколько дней командование
батальоном принял капитан Гончар, бывший командир 47-го отдельного
понтонно-мостового батальона 64-й армии. Как сказано в журнале боевых действий
44-го ОПМБ, за период с 23 августа по 6 октября 1942 г. батальон потерял
убитыми 20 человек. Василий Гроссман, один из летописцев Сталинградской битвы,
в своей книге «Сталинград», вышедшей по горячим следам величайшего сражения в
1943 г. в Москве, одну из глав посвятил легендарным сталинградским речным
переправам. Он писал: «Жизнь упряма, крепок наш человек, его не сломать всей силой
немецкого огня. Но тяжело ему, пусть никто не думает, что легко здесь воевать,
что привычка к огню снимает тяжесть войны. Смерть идет рядом с жизнью, дороги
их здесь слились. Недалеко от штаба кладбище. Среди желтых опавших листьев
стоят строгие холмики-могилы, простые дощатые памятники с фамилией, именем,
датой смерти. Когда-нибудь здесь будет стоять суровый и темный гранитный
обелиск, памятник героям сталинградской переправы. И люди прочтут на нем имя
комбата Смеричинского, основателя переправы, прочтут имя его преемника -
чеченца капитана Езаева, прочтут о Шоломе Аксельроде, командире технического
взвода, убитом при наведении переправы».
Мирное гражданское население Сталинграда,
как и других городов страны, снискало глубочайшее уважение всего
цивилизованного мира. Почетный меч, дар короля Великобритании Георга V1
гражданам Сталинграда, и Грамота Президента США Ф. Рузвельта - это показатели
восхищения со стороны великих держав, основателей, наряду с СССР,
антигитлеровской коалиции. Но слава сталинградцев доходила до самых отдаленных
уголков Европы, оккупированных гитлеровцами. 3. И. Воскресенская, будучи одной
из руководителей внешней разведки в Швеции в годы войны, вспоминала: «Вскоре
после Сталинградской битвы Норвежское антифашистское общество прислало в Швецию
свою делегацию. Их было пятеро - двое мужчин и три женщины, нелегально
пробравшиеся в Швецию... Была торжественная и трогательная минута, когда норвежцы
развернули перед нами пронесенное через вражеские кордоны знамя с вышитой на
нем Красной звездой. Этот символ интернациональной солидарности они просили
передать жителям Сталинграда, героически помогавшим Красной Армии отстоять свой
город. Я принимала это знамя по поручению нашего посла и высказала слова
благодарности и пожелание успеха норвежцам в освободительной борьбе»5. Ю. В.
Трифонову, оставившему нам много прекрасных, умных, мужественных книг, принадлежат
слова: «История присутствует в каждом сегодняшнем дне, в каждой человеческой
судьбе...». Необходимо увязать нашу местную историю с потребностями
формирующегося правового Российского государства. Воспитание патриотизма должно
стать в этом процессе одним из приоритетных начал. У нашего города-героя есть
все основания стать патриотической столицей России... В Волгограде разработана
городская программа формирования гражданского патриотизма. Ее концепция была
одобрена на проходящей в нашем городе российской научно-практической конференции
«Мужество защитников Сталинграда —нравственная основа патриотизма молодежи
России» в 1999 г. Концепция призвана помочь органам местного самоуправления
решать сложнейшие и важнейшие задачи формирования любви и деятельного отношения
к Отечеству, воспитания патриотических чувств и сознания ответственности перед
Родиной, участия молодежи в духовно-нравственном возрождении России. Эти задачи
нельзя откладывать на потом. Их нужно решать сегодня, сейчас».
Литература:[1]
1. Чуев С. Ф. Проклятые солдаты. Предатели
на стороне третьего рейха. М: Экспо, 2004.
2 Адам В. Трудное решение. Мемуары
полковника 6-й германской армии / пер. с нем. Н. М. Гнединой, М. П. Соколова;
под ред. 3. С. Шейниса. М.: Прогресс, 1907. С. 106-107. s
3. См. Плехов И. М., Хватов С. П., Захаров
Г. И. В огне сталинградских переправ. Волгоград, 1996. С. 120-121.
4. Чуйков В. И. Начало пути. 3 изд., испр.
и доп. Волгоград, 1967. С 191.
5. См.: Тайна Зои Воскресенской // И. Э.
Шарапов. Две жизни: 3. Воскресенская. Теперь я могу сказать правду. М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 1998. С. 100.
6. Трифонов Ю. В. Отблеск костра: док.
повесть; Старик: роман. М.: Известия, 1989. С. 138.
Комментариев нет:
Отправить комментарий