четверг, 11 августа 2022 г.

685 лет Троице-Сергиевой лавре


Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы, сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия - Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности.

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Именно к Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси. Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру - правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры. В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиева лавра, расположенная на подступах к Москве, стала важной крепостью, призванной защитить столицу.

История новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба. При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось. Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь - крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские. После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых. Но история Лавры на этом не закончилась.

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель. В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Источники:

История Троице-Сергиевой лавры // Лоцман путешествий [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://tripguide.ru/istoriya-troice-sergievoj-lavry.htm

Касаткина, Т. История Троице Сергиевой рады / Т. Касаткина // Russo-Travel [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://russo-travel.ru/info/istoriya-sergievoy-lavry/

Комментариев нет:

Отправить комментарий