Каждая памятная дата Сталинградской
битвы для нас – повод рассказать о героях сражения на Волге.
Первыми звание Героя Советского Союза
из числа защитников Сталинграда стали лётчики. И по праву, ибо им пришлось
иметь дело с огромным количеством вражеских самолётов, поэтому и количество
сбитых ими машин, указанные в наградных документах, у современных
исследователей порой вызывают сомнение. Однако, никакие сомнения не умаляют
подвигов наших воинов.
Владимир
Алкидов родился 12 августа 1920 года в селе Алкужи Тамбовской области. Когда
восстанавливали Керченский металлургический завод имени П. Л. Войкова, его
семья переехала в Керчь. Там Владимир окончил неполную среднюю школу и поступил
в школу ФЗУ при заводе. Учёбу и работу совмещал с занятиями в аэроклубе.
Учебные аудитории аэроклуба располагались в центре города, напротив гостиницы «Керчь»,
а аэродром - на поле по дороге на Аджимушкай. В 1940 году он окончил Качинскую
военную авиационную школу лётчиков.
Великую
Отечественную войну лейтенант В. Я. Алкидов встретил в составе 87-го истребительного
авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, командир
генерал - майор авиации В. И. Шевченко). В те дни полк, под командованием
майора И. С. Сульдина, имея на вооружении 60 самолётов И-16 разных серий и 4
новеньких МиГ-3, стоял на аэродроме Бунач, в 60 км юго - восточнее Тарнополя.
Примерно
в 4 часа 50 минут с восточной части аэродрома показался плохо видимый в лучах
восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. На земле сочли, что для
проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на СБ командир
соединения. Но это был немецкий Ju-88. На бреющем полёте он атаковал
выстроенные в линию самолёты полка, уничтожив 7 машин. При этом погибло 2
находившихся в кабинах лётчика и 5 человек получили ранения.
Спустя несколько минут в воздух было поднято дежурное звено. Старший лейтенант Мельник на И-16 догнал этот «Юнкерс» и с первой же атаки сбил. Затем для прикрытия аэродрома поднялось второе дежурное звено, возглавляемое лейтенантом В. Я. Алкидовым. Как потом выяснилось, при вражеском налёте Алкидов получил ранение в правое предплечье, но в горячке не почувствовал боли. При взлёте на его истребителе не убрались шасси - оказалось, что и самолёт повреждён осколками бомб. Несмотря на это, раненый лётчик мужественно выполнял боевую задачу и вместе с ведомыми надёжно прикрыл свой аэродром.
В
дальнейшем сражался в составе 263-го ИАП. С осени 1941 года по весну 1942 года,
в составе уже 521-го ИАП, Владимир Алкидов участвовал в боях за Москву. Летал
сначала на ЛаГГ-3, однако уже в ходе боёв полк был перевооружён на новые
истребители Як-1. Вскоре после разгрома немецких войск под Москвой, 521-й ИАП
под командованием майора В. Н. Вусса перебазировался на Калининский фронт, под
Ржев, где противник сумел закрепиться и длительное время удерживал свои
позиции.
22
марта 1942 года звено советских «Яков» сумело одержать победу в воздухе над 27
немецкими самолётами. Случай этот уникальный, вызвавший в те дни восторженную
реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск. Да
и как могло быть иначе !
В
тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено лейтенанта
В. Я. Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую
группу вражеских пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных
войск. И тройка отважных лётчиков - Владимир Алкидов, Андрей Баклан и Семён
Селищев, ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 «Лапотника».
Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.
В
это время подоспели и Ме-109, их было 9 против 3 наших лётчиков. Но друзья не
отступили, они вертелись среди «Мессеров» юлой, выжимая из своих «Яков» всё
возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате
Алкидов с Бакланом сбили ещё по одному самолёту и противник, потеряв в этом
сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы...
Лейтенант
Баклан и младший лейтенант Селищев на последних каплях горючего благополучно
возвратились на свой аэродром. Командир звена Алкидов, ввиду утечки топлива
через пробоину в баке, приземлился неподалёку от линии фронта, в расположении
наших войск. К Владимиру бросились пехотинцы и артиллеристы, наблюдавшие за
боем, стали тискать лётчика, поздравляя с победой. В тот же вечер он был в
своём полку, где его ждала не менее торжественная встреча...
Сразу
после этих знаменательных событий командир звена 521-го ИАП лейтенант В. Я.
Алкидов был представлен к званию Героя Советского Союза (в первый раз):
Однако,
награда была заменена на орден Ленина (Указ
по войскам Калининского фронта № 099 от 26 марта 1942 года) и спустя
несколько дней командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной
обстановке, вручил трём отважным лётчикам новенькие ордена.
Владимиру
Алкидову не было тогда и 22 лет, но он быстро приобрёл боевой опыт. Вместе со
своим командиром эскадрильи капитаном Иваном Киевским, Алкидов совершил более
300 боевых вылетов, участвовал в десятках воздушных боёв и сбил несколько
вражеских самолётов. Назначенный командиром звена, Владимир сразу показал,
какой победы можно достичь, обладая отвагой и боевым лётным мастерством.
В
апреле 1942 года В. Я. Алкидов (в составе группы лётчиков) был
направлен в формирующийся особый 434-й истребительный авиационный полк, где и
продолжил свою дальнейшую боевую деятельность. Впереди его ждали новые тяжёлые
бои.
Летом
1942 года 434-й ИАП воевал на Юго - Западном фронте, вместе с наземными
войсками отступал из-под Харькова, отчаянно дрался в небе Сталинграда.
13
июня 1942 года эскадрилья, ведомая командиром 434-го ИАП Героем Советского
Союза майором И. И. Клещёвым, встретив более 20 истребителей противника,
вступила в бой, уничтожив 3 «Мессершмитта». Первым сбил вражеский самолёт
командир полка, показав подчинённым образец инициативы, мастерства и отваги.
Затем поджёг «Мессер» лейтенант В. Я. Алкидов. Во время атаки он был ранен в
правый бок, ногу и лицо, но не вышел из боя, а, проявив высокое самообладание и
силу воли, привёл самолёт к ближайшему аэродрому и благополучно приземлился.
Третий «Мессершмитт» в этом неравном бою сбил младший лейтенант Н. Ф. Парфёнов.
26
июля в составе восьмёрки истребителей, ведомой капитаном Бабковым, лейтенант В.
Я. Алкидов участвовал в воздушном бое, в котором лётчики 434-го ИАП сбили 11
самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Один «Юнкерс» записал на
свой счёт Владимир.
В
битве за Сталинград В. Я. Алкидов проявил чудеса мужества и храбрости. Своими
умелыми действиями он неоднократно вызывал восхищение у командования и
подчинённых. Он множество раз участвовал в проведении воздушных разведок,
штурмовке войск и аэродромов противника. Неоднократно, несмотря на серьёзные
повреждения самолёта, возвращался на свой аэродром. К августу 1942 года он
совершил 335 боевых вылетов и в 40 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.
[ По данным второго наградного листа на присвоение звания Героя. ]
28
июля в бою против 14 Ме-109 самолёт старшего лейтенанта Алкидова был отсечён
противником от основной группы и его «Як» был подбит. Раненый лётчик
пикированием попытался выйти из боя. Вспыхнули бензобаки. Лётчик с перебитой
ногой и рукой выбросился на парашюте. От потери крови, боли при ударе во время
приземления он потерял сознание. Когда очнулся, Владимир Алкидов понял, что он
попал в плен. Но советские патриоты помогли ему бежать из плена, спрятали,
вылечили и в декабре 1942 года переправили через линию фронта.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года за образцовое
выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими
захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, лейтенанту В. Я.
Алкидову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина
и медали «Золотая Звезда» (№ 917).
На
следующий день, 13 августа 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья
«Герои воздушных боёв на Дону», в которой говорилось: «Славная семья Героев
Советского Союза пополнилась новыми 6 лётчиками, храбрейшими из храбрейших,
отличившимися в боях на Дону». Первой в Указе о присвоении высшей степени
отличия значилась фамилия старшего лейтенанта Алкидова.
Похожая
статья вышла чуть позже - к дню Авиации - в «Комсомольской правде». Интересна
она тем, что боевой счёт лётчика оценивается там уже почти в 400 боевых вылетов
и 39 воздушных побед: 8 личных и 31 в составе группы !
Тамбовцы
по праву гордились своим земляком. Трудящиеся Моршанского района к январю 1943
года собрали 100 000 рублей на постройку самолёта имени Героя Советского Союза
В. Я. Алкидова.
После
долгих мытарств, лечения и проверок Владимир Алкидов в мае 1943 года вернулся в
свой 32-й Гвардейский авиаполк, где ему была вручена «Золотая Звезда» Героя.
Однако у Владимира после ранения неправильно срослась рука, что послужило
причиной отказа от лётной работы. [ Формально он числился в списке
лётного состава полка, но на боевые задания не летал. ]
В
июле 1943 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был переведён в 172-й ИАП, в
котором прослужил почти 1,5 года. 18 ноября 1944 года он был откомандирован в
распоряжение Управления кадров ВВС Красной Армии.
Но
как оказалось, война для Владимира Алкидова ещё не закончилась. В августе 1945
года, в должности командира звена 529-го ИАП, он принимал участие в Советско -
Японской войне, где совершил ещё несколько боевых вылетов на штурмовку. По
итогам этих боевых действий был представлен к очередной награде.
30
августа 1945 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был награждён орденом Красной
Звезды.
Вскоре
после окончания всех боевых действий, в 1946 году, Алкидов по состоянию
здоровья уволился в запас. Жил в городе Славянск-на-Кубани (Краснодарский край).
Скончался 27 ноября 1982 года.
Владимир
Яковлевич Алкидов не забыт на родной тамбовской земле: в Моршанском историко-художественном
музее ему посвящён стенд, рассказывающий о славных подвигах лётчика - аса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий