четверг, 24 июня 2021 г.

Вехи космического пути. Орбитальная научная станция «Салют-5»

 


22 июня 1976 года (45 лет назад) запущена долговременная орбитальная научная станция «Салют-5».

Орбитальная космическая станция «Салют-5» по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз» массой 19 т. была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 22 июня 1976 года.

Изначально планировалось четыре пилотируемых полета на «Салют-5». Первый, Союз 21, был запущен с космодрома Байконур 6 июля 1976 года и состыковался в 13:40 UTC следующего дня. Основной задачей космического корабля «Союз-21» на борту «Салюта-5» было проведение военных экспериментов, однако проводились и научные исследования, в том числе изучение аквариумных рыб в условиях микрогравитации и наблюдение за солнцем. Также съемочная группа провела телеконференцию со школьниками.

На 42-ые сутки полета на станции произошла авария: вышла из строя система регенерации воздуха, кислорода становилось все меньше, к тому же станция потеряла ориентацию и стала беспорядочно вращаться. Ситуация осложнялась тем, что Земля не могла помочь экпажу: "Салют-5" ушел на "глухие" витки. За два часа космонавтам удалось самостоятельно вручную сориентировать станцию и привести ее в более или менее рабочее состояние. С системой регенерации воздуха было сложнее - еще до аварии космонавты замечали в отсеках какой-то неприятный запах, но старались не обращать на него внимания - считали, что, видимо, это из-за материалов обшивки или случайно попавших внутрь станции паров топлива.

Авария не прошла бесследно для экипажа: у Виталия Жолобова ухудшилось самочувствие - начались головные боли, бессонница. Лекарства из бортовой аптечки не помогали, день ото дня бортинженеру становилось все хуже, он не мог работать в полную силу. Несколько дней космонавты не сообщали об этом на Землю, надеялись, что недомогание пройдет. Потом Виталий Жолобов все же пожаловался врачам на свое состояние. Начались долгие переговоры, консилиумы, консультации. Поставить диагноз медики так и не смогли.

В конце концов Государственная комиссия приняла решение о досрочном прекращении полета на 49-ые сутки, хотя экипаж не просил об этом, более того, космонавты были готовы продолжать работу.

Космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов вернулись на Землю 24 августа, приземлившись в 200 км к юго-западу от Кокчетава.

14 октября 1976 года был запущен «Союз-23», доставивший на космическую станцию Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского. При подходе к стыковке на следующий день неисправный датчик некорректно обнаружил неожиданное боковое движение. Автоматическая система стыковки космического корабля «Игла» запустила маневренные двигатели космического корабля, пытаясь остановить несуществующее движение. Хотя экипаж смог отключить систему «Игла», космический корабль израсходовал слишком много топлива, чтобы попытаться выполнить стыковку вручную. «Союз-23» вернулся на Землю 16 октября, не выполнив поставленных задач.

Последний полет на «Салют-5», «Союз-24», был запущен 7 февраля 1977 года. Его экипаж состоял из космонавтов Виктора Горбатко и Юрия Глазкова, которые проводили ремонт на борту станции и стравливали воздух, который, как сообщалось, был загрязнен. Проводились научные эксперименты, в том числе наблюдение за солнцем. Экипаж корабля «Союз 24» вылетел 25 февраля. Короткий полет, по-видимому, был связан с тем, что у «Салюта-5» закончилось топливо для его главных двигателей и системы ориентации.

Четвёртую запланированная миссия, которая была бы обозначена «Союз-25», если запущен, должен был посетить станцию в течение двух недель в июле 1977 г. Это был бы членом экипажа космонавтов Анатолий Березовой и Михаил Lisun; дублирующий экипаж космического корабля «Союз 24». Миссия была отменена из-за вышеупомянутой нехватки топлива. Корабль, созданный для полета «Союз-25», был повторно использован для полета «Союз-30» на «Салют-6». Поскольку он не мог быть заправлен топливом, и у него больше не было топлива для поддержки пилотируемых операций, извлекаемая капсула KSI была выброшена и возвращена на Землю 26 февраля. «Салют-5» был спущен с орбиты 8 августа 1977 года и сгорел при возвращении в атмосферу Земли.

«Салют-5», как и «Салют-2» и «Салют-3» - орбитальные станции военного назначения (КБ Челомея), разрабатывались по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли. В советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было. Если необходимо было проиллюстрировать работу советских космонавтов на «Салют-3» или «Салют-5» - художник изображал ОС «Салют-1» или «Салют-4».

Станция «Салют-5» была рассчитана на полёт двух космонавтов.

Основой орбитальной станции «Салют-5» является рабочий отсек, представляющий собой цилиндр малого диаметра (диаметр 2,9 м, длина 3,5 м), соединённый конусной проставкой с цилиндром большого диаметра (диаметр 4,15 м, длина 2,7 м). Торцевые поверхности рабочего отсека образованы сферическими оболочками. Внутри корпуса по периметру установлена рамная конструкция, на которой закреплены агрегаты и узлы. Внутренним сечением рама образует квадрат, свободное пространство которого являлось обитаемой зоной для экипажа. Изнутри рама закрыта съёмными панелями, для удобства окрашенными в разные цвета (условный «пол», «потолок» и «стены»). В цилиндре малого диаметра размещаются центральный пост управления станцией, зона отдыха, места для хранения и принятия пищи, спальные места. В цилиндре большого диаметра размещаются научное оборудование, спортивные тренажёры, предназначенные для коррекции отрицательного влияния невесомости на организм космонавтов, в отдельном изолированном отсеке - космический туалет.

Снаружи корпус станции покрыт экранно-вакуумной изоляцией, препятствующей перегреву на освещённой Солнцем части орбиты и охлаждению в тени Земли. Также экранно-вакуумная изоляция защищает станцию от микрометеоритов. Под «нижней стороной» цилиндрической части малого диаметра бытового отсека находятся радиаторы системы терморегуляции, излучающие излишнее тепло в космическое пространство.

Газовый состав атмосферы на борту станции «Салют-5» по составу близок к Земному, поддерживались нормальное давление и температура.

Углекислый газ, образовывавшийся при дыхании космонавтов, поглощался в регенеративных патронах, при происходящей химической реакции в атмосферу станции выделялся кислород.

К заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека прикреплён по периметру агрегатный отсек, в котором размещалась объединённая двигательная установка, которая работала на двухкомпонентном высококипящем ракетном топливе и топливные баки. Корректирующая двигательная установка и двигатели системы ориентации работали на общем топливе (тетраоксид диазота+несимметричный диметилгидразин), благодаря чему полёт станции не мог быть прерван из-за того, что закончилось однокомпонентное топливо для двигателей системы ориентации.

По центру заднего конца цилиндра большого диаметра рабочего отсека находился переходной отсек, отделённый люком с герметичной крышкой. На заднем конце переходного отсека — пассивный стыковочный узел, снабжённый люком с герметичной крышкой для перехода в транспортный космический корабль «Союз». На боковой поверхности переходного отсека — люк для проникновения внутрь станции при строительных работах на Земле, а также теоретически люк мог служить для выхода космонавтов в открытый космос, однако на станциях «Салют-3» и «Салют-5» такая работа не планировалась, отсутствовали скафандры. Снаружи переходного отсека были установлены две поворотные солнечные батареи («крылья»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий