28 февраля - это не просто время, когда зима теряет свои законные права и вынуждена отступать, передавая свои полномочия народившейся весне. Для жителей Финляндии 28 февраля - день Калевалы - это день, который является одним из наиболее ожидаемых праздников в году. День «Калева́лы» — праздник в честь финского и карельского национального поэтического эпоса «Калевала».
«Калевала» - название известного этнического карело-финского издания. Этот поэтический эпос состоит из 50 рунических песен.
Руническими песнями считаются эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Происходят они от древних мифов о сотворении мира. Наибольшее распространение рунические песни получили в традициях карел и эстонцев.
В основу конкретно «Калевалы» легли руны — народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии. Обработкой данного исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который сюжетно связал отдельные народные эпические песни и произвёл определённый отбор вариантов этих песен, пытаясь сгладить некоторые неровности. Обработка была произведена Лённротом дважды. В 1835 году вышло первое издание «Калевалы», в 1849 году — второе.
Собиратель эпоса Элиас Лённрот родился 9 апреля 1802 года в Южной Финляндии, в местечке Самматти, в семье сельского портного. Четвертый ребенок в семье, он выучился читать в 6 лет, но в школу пошел только в 12, и то ненадолго. Уже в 16 вынужден был начать зарабатывать, чтобы помогать семье. Юноша был подмастерьем отца, учеником аптекаря и даже домашним учителем. Обладая с детства уникальной памятью, Элиас постоянно занимался самообразованием, смог самостоятельно подготовиться к экзаменам и поступить в 1822 году на общегуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827-м. А в 1832 году Лённрот получил степень доктора медицины в Гельсингфорсском университете. Еще студентом Элиас решил создать на основе народных сказаний эпос, подобный «Илиаде» или «Песни о Нибелунгах». Получив в 1833 году должность врача в небольшом городке Каяани, увлеченный ученый-фольклорист продолжал собирать карело-финские песни-сказания – руны.
В начале XIX века в Финляндии начался подъем национального самосознания, связанный с выходом страны из-под шведского патроната и присоединением к Российской империи в 1809 году. Обращение к истокам финской культуры и родному языку стали, судя по всему, главными и для Лённрота. Ведь до этого все финские литераторы писали на шведском.
Собирая материал для своего сборника, лингвист совершил 11 путешествий по Финляндии, Карелии, Ингерманландии, нынешним Мурманской и Архангельской областям. Изучал языки карелов, вепсов и саамов, записывал за рунопевцами, а часто и запоминал наизусть древние языческие предания. В общей сложности Элиас Лённрот посвятил этой работе 20 лет своей жизни: «С сумкой за плечами, в которой были сложены его бумаги, с трубкой в зубах и флейтой, торчавшей из-за петлицы, двигался неведомый доктор, опираясь на палку. Ни дремучие леса, ни быстрые реки, ни болотная топь – ничто не могло его удержать: в глуши, где до него, быть может, не ступала человеческая нога, прокладывал Лённрот дорогу на лыжах или вплавь, на оленях или на плоту», – так описывает путешествия ученого его русский биограф Владимир Гордевский.
Для первого издания «Калевалы» Элиас Лённрот отобрал 12 078 стихов. Большинство из них он записал на карельской земле
Полный перевод поэмы «Калевала» на русский язык был выполнен Леонидом Бельским и опубликован в журнале «Пантеон литературы» в 1888 году. Отдельно «Калевала» как издание вышло в 1889 году.
Что собой представляет этот сборник? Он является важным источником сведений о дохристианских религиозных представлениях и природных явлений финнов и карел.
По мнению современного исследователя эпоса Армаса Мишина: «Калевала» в определенном смысле – это прекрасный парк, распланированный и высаженный образованнейшим поэтом ХIХ века. В более узком смысле слова – это лучший памятник фольклору, но не сам фольклор. Изучать его следует как литературное произведение, корни которого уходят в народную поэзию».
«Калевала» занимает центральное символическое положение в Финляндии. Это национальный эпос Финляндии, который считается одним из краеугольных камней финской национальной культуры. Роль «Калевалы» в истории финских идей и построении национальной культуры не имеет себе равных даже в международном масштабе. Считалось, что «Калевала» олицетворяет и отражает национальный дух и единство, а также национальные особенности. Кроме того, «Калевала» дала финнам несколько различных национальных героических образов. Подборка данных этнических песен также оказала большое влияние на искусство и науку в Финляндии.
Подготовила Светлана Ивановна Васильева
Комментариев нет:
Отправить комментарий