Сегодня мы открываем новый цикл публикаций «Книги-юбиляры».
В январе 2021 года исполняется 85 лет рассказу Аркадия Петровича Гайдара «Голубая чашка».
Рассказ «Голубая чашка» был опубликован в первом номере журнала «Пионер» за 1936 год, в этом же году его выпустил отдельной книгой Детиздат.
Рассказ стал любимым для многих поколений советских детей. Хотя путь к читателю был для него непростым. Поначалу рассказ был принят в штыки педагогами, родителями и критиками, сомневавшимися в необходимости посвящать детей в семейные проблемы или знакомить их с таким понятием, как «ревность».
Полемика о рассказе на страницах
прессы длилась около 3 лет. И, несмотря на заступничество критика А. Дермана,
рассказ был запрещён к переизданию и при жизни Гайдара больше не разу не
публиковался.
В
2013 году рассказ (повесть) «Голубая чашка» был включён в список ста книг для самостоятельного
чтения школьниками Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рассказ дважды был экранизирован: в 1965-м году режиссёрами Владимиром Храмовым и Майей Марковой (фильм носит название рассказа) и в 1987 году режиссером Юрием Кузьменко (одна из новелл фильма «Лето на память»).
«Голубую
чашку», пожалуй, можно назвать самым светлым рассказом Гайдара. Нет в нём ни
острой политической борьбы, ни серьёзных потрясений, ни негодяев, с которыми
стоит бороться. Однодневное путешествие отца и дочери по окрестностям деревни,
где они сняли дачу, оказалось весьма богатым на события и положительные эмоции,
которыми так хорошо залечивать душевные раны – ревность или обиду на близкого
человека. В путь герои уходят расстроенными, а возвращаются умиротворёнными,
примирившимися с судьбой, разобравшимися в нелепых случайностях, приключившихся
накануне, и готовыми простить Марусю, потому что никто не виноват, и любимую
марусину чашку просто разбили крысы... потому что вместе с героями в дом войдёт
будущий гроза грызунов – дымчатый котёнок…
Небольшой
рассказ Гайдара изобилует прекрасными портретами людей – деда-сторожа с его
грозным Полканом, мальчишек Саньки и Пашки, старухи, которой герои бросили в
телегу букет полевых цветов, дочери сторожа Валентины и её сына – сурового Фёдора…
Чувствуется в нём и запах полевых трав, и пыльного ветра в лицо, и свежести
речной прохлады, и затхлости болотца, по которому блуждают отец и дочь.
Казалось
бы, ничто не омрачает путь героев, но, как это бывает во всех произведениях Гайдара,
посвящённых современной ему жизни, набегают тучи тревоги, которые проявляются в
вопросе девочки «Разве уже война?» при первых разрывах, услышанных за ближайшим
леском. В коротком путешествии герои успевают не только насладиться общением с
хорошими людьми, надышаться свежим воздухом, но и ощутить мощь родной страны – увидеть
ширь колхозных полей, побывать на военных учениях, услышать, как бьёт наша артиллерия
и удовлетворённо сказать, что несладко будет фашистам…
Разбирая
рассказ, обычно не обращают внимания на то, что даже в этом простеньком мирном
рассказе видна готовность автора встать на защиту своей страны. Герой (Гайдар
писал его с себя, а Маруся списана с первой жены писателя) не говорит об этом
прямо, но он, в отличие от детей, бежит не просто смотреть на учения – он уже в
этот момент готов вступить в бой. И окружающими это воспринимается как должное.
В
любви к своей Родине, к людям, её населяющим, и в готовности встать на её
защиту воспитывал в своих произведениях Гайдар мальчишек и девчонок, именно это
зазвучит потом открытым текстом в «Чуке и Геке». И так, как в «Голубой чашке»
отец девочки при первых взрывах спешит встать в строй, встанет в 1941-м году в строй Аркадий
Петрович Гайдар, не обманув ни одним словом своих юных читателей.
Подготовила
Марина Николаевна Урусова
не крысы, а мыши
ОтветитьУдалить