В первые месяцы войны
многие известные советские композиторы, писавшие прежде преимущественно
классическую музыку, начали активно работать и в песенном жанре. Они знали, что
хорошая песня была нужна фронту не меньше, чем оружие и боеприпасы. К ним
присоединились и кинематографисты, которые стали создавать короткометражные
фильмы-песни, по хронометражу часто даже не дотягивающие до одной киночасти.
Эти короткометражки
снимались за пять-шесть дней, быстро тиражировались и отправлялись прежде всего
на фронт и на призывные пункты, а также демонстрировались в кинотеатрах перед
началом сеансов. Такие фильмы-песни обладали большим мобилизующим потенциалом,
призывали бойца исполнить свой долг перед Родиной, вселяли уверенность в
грядущую победу.
К сожалению, никто тогда
не вёл учёта этих фильмов, не регистрировал права их авторов, не отправлял их
экземпляры в специальные хранилища. Не до того было. Поэтому многие из тех
короткометражек, отработав свой ресурс до полного износа, канули в небытие.
Чудом сохранилась лишь одна из тех песен, которую мы и приводим в данном
сборнике.
Когда известный советский
кинорежиссёр Илья Трауберг прочитал в мосфильмовской многотиражке стихотворение
редактора сценарного отдела Фёдора Кравченко «Как дом, в котором ты живёшь...»,
он решил снять на его основе фильм-песню. Но так как стихотворение состояло
всего из двух строф, режиссёр попросил Кравченко дополнить его ещё несколькими
строфами для того, чтобы оно могло стать полноценной песней, а для создания
музыки был приглашён Тихон Хренников.
Впоследствии Ф. Кравченко
вспоминал:
«Какая интересная
работа началась тогда! Тихон Николаевич оказался обаятельным, чудесным
товарищем. Я готов был работать с ним хоть над оперой... Но гитлеровцы
приближались к Москве, на «Мосфильм» падали зажигательные бомбы, поблизости
рвались фугасные. Было особенно тревожное время... Трауберг спешил.
Фильм-концерт нужен был и в тылу, и на фронте».
Трауберг назвал картину
«Возвращайся с победой» фильмом-концертом. Первоначально планировалось, что это
будет фильм-песня, но он расширил его, дополнив ещё несколькими песнями других
авторов. Из включённых в фильм песен самой яркой оказалась именно песня Т.
Хренникова и Ф. Кравченко, проходившая лейтмотивом через всю картину.
Первыми исполнителями
песни «Прощание» были оперная певица Тамара Янко и эстрадная певица Эдит
Утёсова. В 60-70-х годах песня «Прощание» украшала репертуары Валентины Левко и
Людмилы Зыкиной.
Анатолий
Иванович Железный, Леонид Павлович Шемета «Песенная летопись войны»
Комментариев нет:
Отправить комментарий