Продолжаем знакомить
с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А.
Шолохова для сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги»,
реализованного в 2017 году.
Представляем
вашему вниманию главу из книги саратовского исследователя Владимира Михайловича
Цыбина «Пароход на Волге».
Автор
по крупицам собрал и изучил материалы о прошлом «волжского судоходства, прежде
всего применительно к Саратову и бывшей Саратовской губернии по части
пароходных дел».
В
книге представлена информация о развитии судоходства до появления пароходов,
приводятся сведения о крупных судоходных компаниях дореволюционного периода и
первых десятилетий Советской власти. Издание богато на иллюстрации.
ПАРОХОДНОЕ ОБЩЕСТВО «РУСЬ» В ЦАРИЦЫНЕ
Пароходное товарищество на вере
под фирмою «Русь» было создано в 1908 году крупнейшим местным коммерсантом
купцом Василием Фёдоровичем Лапшиным и Дмитрием Васильевичем Сироткиным.
Учредителями и пайщиками стали также царицынские капиталисты-волгари И. Г.
Старцев и Т. М. Канавин. Однако Сироткин в новом предприятии оставался недолго
– не сошёлся характером с компаньонами. Тем не менее товарищество успело, при
содействии Сироткина, арендовать судоходное дело С.-Петербургской страховой
компании «Надежда» (которая в начале века поглотила разорившуюся пароходную
фирму Зевеке) и таким образом стать в ряд крупнейших волжских пароходств.
Главная контора «Руси»
располагалась в Царицыне, флот насчитывал до 30 судов.
После выхода Сироткина из
товарищества всеми делами «Руси» стали заправлять широко известный к тому
времени в Царицыне купец первой гильдии Василий Фёдорович Лапшин (1832-1917) и
его сын – директор пароходства Александр Васильевич Лапшин (1880-1914).
Вскоре товарищество
преобразовывается в акционерное пароходное общество «Русь». Устав его был
утверждён 5 февраля 1910 года. По уставу цель определялась так: «перевозка
пассажиров и грузов по Волге и её притокам, а также по Каспийскому морю».
«Русь» к 1911 году обладала
довольно большим флотом: имела пассажирские и товарные суда на Волге, где
держала срочное пассажирское сообщение между всеми пристанями от Рыбинска до
Астрахани, обслуживала товарные линии на Каме, Оке и Москве-реке и товарную
линию на Каспийском море. Обществу принадлежало более 80 пристаней и множество
складов для хранения грузов.
Общество выпустило в 1911 году
красочно оформленное издание – расписание движения пассажирских пароходов. Это
был своего рода путеводитель по Волге: река и города на ней описывались от
истока до устья. Там сообщалось: «Пассажирские пароходы общества «Русь»
двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением.
К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты,
пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию,
постельное бельё. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех
пристанях и пароходах общества «Русь», а также на станциях железной дороги в
Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях
железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно. Билеты продаются
и клади принимаются также в С.-Петербурге, Москве, Баку, Ростове-на-Дону и
Уральске».
Пассажирам предоставлялись очень
большие льготы. Например, билет прямого сообщения между Рыбинском и Астраханью
действовал в течение месяца, и пассажир мог сделать остановку в любом городе,
погостить у родственников и потом ехать далее. Обратные билеты были
действительны в течение 2 месяцев. Льготы получали и некоторые категории
служащих, военные и учащиеся.
Более того, пассажиры принимались
с лодок и высаживались в лодки по усмотрению капитана. Желающие воспользоваться
лодкой предупреждали об этом капитана при взятии билета.
Можно ли в наше время даже
помечтать о том, чтобы сойти с парохода посредством лодки в любом населённом
пункте на Волге, где нет никакой пароходной пристани?
Проезд стоил дешевле, чем на
судах крупнейших обществ. Пароходы «Руси» совершали много грузовых операций и
стояли у пристаней дольше, что было очень удобно пассажирам, путешествовавшим
ради знакомства с достопримечательностями Поволжья.
Всего по Волге в расписании
«Руси» 1911 года плавало 27 пароходов.
Большая часть пароходов «Руси»
плавала и после революции. Из состава флота «Руси» дольше всех находились на
плаву «Ломоносов», закончивший своё плавание в 1965 году, и «Богатырь» (бывший
«А. П. Мещерский») – в 1972 году.
Полный текст:
Цыбин, В. М. Пароход на Волге / В. М. Цыбин. – Саратов : Пароход,
1996. – 366 с. : ил.
Подготовила Марина
Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий