Страницы

Страницы

четверг, 23 января 2020 г.

Пароходное общество "Русь" в Царицыне



Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги», реализованного в 2017 году.

Представляем вашему вниманию главу из книги саратовского исследователя Владимира Михайловича Цыбина «Пароход на Волге».
Автор по крупицам собрал и изучил материалы о прошлом «волжского судоходства, прежде всего применительно к Саратову и бывшей Саратовской губернии по части пароходных дел».
В книге представлена информация о развитии судоходства до появления пароходов, приводятся сведения о крупных судоходных компаниях дореволюционного периода и первых десятилетий Советской власти. Издание богато на иллюстрации.

ПАРОХОДНОЕ ОБЩЕСТВО «РУСЬ» В ЦАРИЦЫНЕ

Пароходное товарищество на вере под фирмою «Русь» было создано в 1908 году крупнейшим местным коммерсантом купцом Василием Фёдоровичем Лапшиным и Дмитрием Васильевичем Сироткиным. Учредителями и пайщиками стали также царицынские капиталисты-волгари И. Г. Старцев и Т. М. Канавин. Однако Сироткин в новом предприятии оставался недолго – не сошёлся характером с компаньонами. Тем не менее товарищество успело, при содействии Сироткина, арендовать судоходное дело С.-Петербургской страховой компании «Надежда» (которая в начале века поглотила разорившуюся пароходную фирму Зевеке) и таким образом стать в ряд крупнейших волжских пароходств.
Главная контора «Руси» располагалась в Царицыне, флот насчитывал до 30 судов.
После выхода Сироткина из товарищества всеми делами «Руси» стали заправлять широко известный к тому времени в Царицыне купец первой гильдии Василий Фёдорович Лапшин (1832-1917) и его сын – директор пароходства Александр Васильевич Лапшин (1880-1914).
Вскоре товарищество преобразовывается в акционерное пароходное общество «Русь». Устав его был утверждён 5 февраля 1910 года. По уставу цель определялась так: «перевозка пассажиров и грузов по Волге и её притокам, а также по Каспийскому морю».
«Русь» к 1911 году обладала довольно большим флотом: имела пассажирские и товарные суда на Волге, где держала срочное пассажирское сообщение между всеми пристанями от Рыбинска до Астрахани, обслуживала товарные линии на Каме, Оке и Москве-реке и товарную линию на Каспийском море. Обществу принадлежало более 80 пристаней и множество складов для хранения грузов.

Общество выпустило в 1911 году красочно оформленное издание – расписание движения пассажирских пароходов. Это был своего рода путеводитель по Волге: река и города на ней описывались от истока до устья. Там сообщалось: «Пассажирские пароходы общества «Русь» двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением. К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты, пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию, постельное бельё. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех пристанях и пароходах общества «Русь», а также на станциях железной дороги в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно. Билеты продаются и клади принимаются также в С.-Петербурге, Москве, Баку, Ростове-на-Дону и Уральске».
Пассажирам предоставлялись очень большие льготы. Например, билет прямого сообщения между Рыбинском и Астраханью действовал в течение месяца, и пассажир мог сделать остановку в любом городе, погостить у родственников и потом ехать далее. Обратные билеты были действительны в течение 2 месяцев. Льготы получали и некоторые категории служащих, военные и учащиеся.
Более того, пассажиры принимались с лодок и высаживались в лодки по усмотрению капитана. Желающие воспользоваться лодкой предупреждали об этом капитана при взятии билета.
Можно ли в наше время даже помечтать о том, чтобы сойти с парохода посредством лодки в любом населённом пункте на Волге, где нет никакой пароходной пристани?
Проезд стоил дешевле, чем на судах крупнейших обществ. Пароходы «Руси» совершали много грузовых операций и стояли у пристаней дольше, что было очень удобно пассажирам, путешествовавшим ради знакомства с достопримечательностями Поволжья.
Всего по Волге в расписании «Руси» 1911 года плавало 27 пароходов.
Большая часть пароходов «Руси» плавала и после революции. Из состава флота «Руси» дольше всех находились на плаву «Ломоносов», закончивший своё плавание в 1965 году, и «Богатырь» (бывший «А. П. Мещерский») – в 1972 году.

Полный текст:

Цыбин, В. М. Пароход на Волге / В. М. Цыбин. – Саратов : Пароход, 1996. – 366 с. : ил.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий