В истории
библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова много интересных страниц, которые до
сих пор не нашли отражение в блоге. Мы стараемся заполнить эти пробелы, чтобы
полнее представить нашим читателям свою работу, рассказать об интересных книгах
из наших фондов, познакомить с познавательными фактами.
С сегодняшнего
дня мы начинаем публиковать материалы, подготовленные для флешбука «ЭКОкнига
Нижней Волги», реализованного ВМУК «ЦСГБ» в 2017 году.
Представляем книгу саратовского
исследователя Владимира Михайловича Цыбина «Пароход на Волге».
Автор по крупицам собрал и изучил материалы
о прошлом «волжского судоходства, прежде всего применительно к Саратову и бывшей
Саратовской губернии по части пароходных дел».
В книге представлена информация о развитии
судоходства до появления пароходов, приводятся сведения о крупных судоходных
компаниях дореволюционного периода и первых десятилетий Советской власти.
Издание богато на иллюстрации.
Владимир Цыбин
ПАРУС, ВЕСЛО, БЕЧЕВА
Русский народ
издавна называл Волгу красавицей, кормилицей, матушкой. Про Волгу сложены
предания и легенды, былины и песни, воспевающие её величие и красоту. Русские
люди с любовью накрыли родничок, откуда берёт своё начало Волга,
теремком-часовенкой. Едва приметным ручейком пробегает она среди лесов и полей,
накапливая силу. Долог и длинен путь её от истока до устья. Первый приток её –
речка Персианка – отдаёт себя ещё неприметной Волге. Собирая грунтовые и
дождевые воды, принимая реки и речушки, Волга набирает мощь. Сто тридцать две
реки впадают в неё, не считая нескольких тысяч малых речушек и ручьёв. И Волга
становится большой полноводной рекой – самой крупной в Европе и великой
транспортной магистралью – «главной улицей России».
Волга помнит
на своих берегах и костры первобытного человека, и городища наших предков. На
утлых лодочках-долблёнках волжане плавали, общались с соседними племенами,
обменивались продуктами. С риском для жизни пускались и в дальние плавания,
достигая просторов Каспийского моря.
По разведанным
смельчаками дорогам плыли варяги, хазары, персы, греки, везли товары на продажу
в другие края, на берегах Волги зашумели ярмарки.
Низовья Волги
как водного пути в XV
веке контролировались золотоордынскими ханами. Верховья её до городов Казани и
Болгара – Московским государством. А средняя часть реки между Золотой Ордой и
русскими землями, была ничейной. Как отмечали русские летописи, в XIV веке,
когда Волга полностью стала русской рекой, начали возникать государственные
сторожевые поселения и закладываться города.
Археологические
раскопки на Волге свидетельствуют: судоходство на Руси зародилось очень давно,
с незапамятных времён. Формы простейшего челна, лодки-долблёнки, постоянно совершенствовались.
Для увеличения грузоподъёмности набивали на долблёнки сверху доски, и такие
суда стали называться набойными. Условия Волги требовали лёгких и прочных
судов, приспособленных к сложному плаванию и выдерживающих перетаскивание
волоком из одной реки в другую. Таким лёгким судном был плоскодонный шитик. У
него обшивочные доски сшивались между собой распаренной вицей или жгутами из
мочала. Над средней частью его устраивали крышу, предохранявшую груз от
непогоды. Имелось ещё и небольшое помещение для команды. Двигался шитик с
помощью вёсел и парусов.
Затем
распространились на Волге плоскодонные ладьи – ушкуи, прообразы пассажирских
судов. Плававших на них называли ушкуйниками. Ещё позже появились струги, более
вместительные суда. Пассажирские струги брали до 50 человек.
Но всё это –
суда из XI-XVI веков,
ладейного типа. Постепенно их стали вытеснять суда барочной конструкции.
Последние назывались часто по месту их постройки: гусяны (река Гусь, приток
Оки), мокшаны (река Мокша), унжайки (река Унжа), суряги (река Сура), коломенки
(Коломна) и так далее. Каждый тип отличался архитектурой.
В 1669 году на
верфи в селе Дединове на Оке, в 25 вёрстах от Коломны, был спущен на воду
первый трёхмачтовый военный корабль «Орёл»…
Характерным
волжским явлением стали сплавные суда – беляны. Они при длине до 100, ширине –
25 и высоте 5 метров
обладали грузоподъёмностью до 10 тысяч тонн. Их корпус сооружался только на
один рейс, загружался лесом-полуфабрикатом в местах, где его рубили.
Сплавлялись
беляны чаще всего в Саратов, Камышин и Царицын. Там груз – лес и сам корпус
судна – разбирался на дрова или шёл на лесопилки для окончательной обработки.
Как правило, беляны сплавлялись весной по большой воде сверху самоходом. За
дорогу лес просыхал и приходил к месту назначения в хорошем состоянии, да и
река не засорялась топляками. Всего в 1860-1870-х годах за сезон сплавлялось до
500 белян. После перевода парового флота на нефтяное топливо за навигацию белян
сплавлялось уже намного меньше – не более 150. Существовали они на Волге ещё и
в первые советские пятилетки.
Наиболее
интересна из волжских судов расшива (лирическое название – от выражения
«расшивать доски» при постройке такого судна), с которой тесно связано и
бурлачество. Расшивы были самыми распространённым типом судна. Строились они
главным образом в Костромской, Нижегородской и Казанской губерниях из елового и
соснового леса. Парус для них шили из высококачественного материала. Против
течения расшиву передвигали бурлаки – по 10-12 вёрст за сутки. Наружная отделка
судна была красивой: на бортах – резьба по дереву с изображением различных
фигурок, иногда делалась надпись «Бог – моя надежда», на корме – обязательно
означалась фамилия хозяина, на клотике мачты ставился флюгер с изображением
Георгия Победоносца.
Бурлаки шли на
Волгу из разных губерний, но больше всего – из Нижегородской, Казанской,
Вятской и Пермской. Были и сбежавшие от крепостной неволи. Волга давала
пристанище бездомному, обездоленному люду, она укрывала их в прибрежных лесах,
в камышах дельты. На Волге в XIX веке работало около 600 тысяч бурлаков.
Заменить
тяжёлый бурлацкий труд было давним стремлением русских умельцев. В 1753-1756
годах на Волге появились «самодвигающиеся» машинные суда, приводившиеся в
движение волами. В 1782 году талантливый механик-самоучка И. П. Кулибин изобрёл
и построил в Петербурге водоходное судно. Через 22 года в Нижнем Новгороде
испытали второй вариант этого судна. Водоход двигался против течения со
скоростью верста за час. В 1807 году Кулибин разработал третий вариант: судно
вместо громоздких двух пар колёс имело уже только одну пару, что значительно
облегчало плавание.
С 1813 года
взамен расшив появляются на Волге коноводные суда – они двигались с применением
силы лошадей. На коноводке было до 70 рабочих и 80-200 лошадей, в зависимости
от размера судна. Двигалась она в две смены. За сутки преодолевалось 10-15
вёрст. В 1816 году по Волге плавало 36 коноводок, а в 1846-м, к началу
появления здесь парового судоходства, уже 200 коноводок.
Как только на
Волге и других русских реках началось массовое движение судов, правительство
России регламентировало порядок судоходства на реках – выпустило «Устав
купеческого водоходства», объявленный специальным манифестом Екатерины II от 25 июня 1871 года.
«Устав
купеческого водоходства» перевёл стихийное нерегулируемое судоходство на
правовую основу. Необходимость дальнейшего упорядочения руководства
развивавшимся судоходством выразилась в учреждении высочайшим указом от 28
февраля 1798 года департамента водных коммуникаций – на него возлагалась забота
о водных путях сообщения всей Российской империи.
Многие
положения этого первого устава частично дожили и до наших дней – используются в
современном судоходстве.
Полный текст:
Цыбин, В. М. Пароход на Волге / В. М.
Цыбин. – Саратов : Пароход, 1996. – 366 с. : ил.
Подготовила
Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий