История России
богата на события. Нет в календаре дня, в который не произошло бы нечто,
вписанное в летописи или документальные хроники, не родился бы новый
полководец, поэт или живописец.
Библиотека-филиал
№ 17 им. М. А. Шолохова старается напоминать своим пользователям о таких
событиях, проводя вечера-хронографы, вечера исторических портретов,
литературно-музыкальные композиции, электронные презентации или экскурсы в историю.
Особенно важным сотрудники библиотеки считают знакомить с историческими
событиями подрастающее поколение, которому вскоре предстоит стать опорой России.
9-10 февраля
2019 года исполняется 115 лет со дня начала Русско-Японской войны. Этому
событию был посвящен вечер-хронограф «На
сопках Манчжурии», который прошел в читальном зале библиотеки для учащихся
8 «А» класса школы № 110.
Начался вечер
с вступительного слова библиографа М. Н. Урусовой, которая оповестила о юбилее
исторического события и описала несколько спорных моментов, связанных с началом
и окончанием Русско-Японской войны. Ребята с удивлением узнали, что точную дату
начала этой войны историки назвать затрудняются – то ли это было 9 февраля,
когда японцы напали на Порт-Артур, то ли 10 февраля, когда крейсер «Варяг»
напал на японскую эскадру у Чемульпо.
В зависимости от даты, можно определить
«зачинщика» войны. Если верна первая, то войну начала Япония, если вторая – то
формально её начала Россия.
Марина
Николаевна предложила ребятам посмотреть клип, посвящённый Русско-Японской
войне, смонтированный из кадров документальных фильмов. Из него школьники
узнали об основных этапах войны.
Рассказывая о
причинах поражения России в войне 1904-1905 гг. Марина Николаевна назвала 6
основных:
- Отношение к
войне Николая II,
который на все сообщения о поражениях отвечал: «Такова воля Божья», и
отказывался от принятия мер по устранению несогласованности в командовании;
- Отсутствие
единого главнокомандующего войсками, в результате которого не было общего плана
по ведению войны;
- Тактическая
ошибка при прогнозировании развития событий – наши полководцы делали ставку на
флот, считая, что такое островное государство, как Япония, не будет вести войну
на суше. В результате не была выстроена достойная линия обороны;
- Плохое
снабжение из-за слабой пропускной способности Сибирской железнодорожной
магистрали, и ненадлежащего надзора за качеством присылаемых провианта и
обмундирования (протухшая солонина, разваливающиеся сапоги, расходящиеся по
швам полушубки);
- Рискованные
и провальные операции, ошибки в снаряжении. Особенно впечатлили ребят рассказы
о сдаче японцам Порт-Артура и о походе кораблей Балтийского флота на Дальний
Восток и их гибель при Цусиме, а также сообщение о том, что поражение в
Цусимском сражении было частично обусловлено решением «усовершенствовать»
снаряды, в результате чего они потеряли балансировку, и наши моряки не могли
точно бить в цель;
- Революция
1905 года. Россия могла победить Японию, если бы не пришлось воевать на два
фронта – против японцев и собственного народа.
Марина
Николаевна отметила, что Русско-Японская война породила много героев. И
предложила с ними познакомиться. Ребята посмотрели клип «Варяг» на знаменитую
песню, видеорядом к которому стали кадры фильма «Крейсер «Варяг» (1946), а
после этого – фотографию командира крейсера контр-адмирала В. Ф. Руднева, и
узнали, что он был награждён не только российским орденом, но и японским,
потому что его решение атаковать эскадру, было сродни решениям самураев.
Рассказ о
героях Русско-Японской войны сопровождался показом электронной презентации, в
которой были представлены сведения о вице-адмирале С. О. Макарове, живописце В.
В. Верещагине, капитане 1-го ранга и художнике-маринисте В. В. Игнациусе,
разведчиках - старшем унтер-офицере А. Н. Волкове и И. Рябове, юном «связисте»
Коле Зуеве, медиках – хирурге С. Р. Миротворцеве и сестре милосердия Л. П.
Ливен.
Прозвучала информация
о песнях, которые породила Русско-Японская война. Ребята получили возможность
ближе познакомиться с двумя из них, мелодии которых они много раз слышали на
другие слова. С удивлением в казачьей песне «На реке Ляохе загорались огни…» (о
налёте казачьих частей на Инкоу) они узнали комсомольскую «Там вдали за
рекой…», и впервые услышали оригинальные слова на мелодию вальса «На сопках
Манчжурии».
Завершая
вечер-хронограф, М. Н. Урусова озвучила особое мнение некоторых современных
историков о том, что Россия выиграла Русско-Японскую войну, поскольку уже к
1913 году стала одной из богатейших стран мира, в отличие от Японии, которая в
это самое время находилась в глубоком экономическом кризисе, так и не сумев
оправиться от потерь.
Преподаватель
и учащиеся поблагодарили Марину Николаевну за интересный рассказ, и получили
приглашение на историческое досье «Казаки в Париже», которое пройдет в марте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий