суббота, 29 декабря 2018 г.

Советские новогодние открытки. 1960-1980-е годы

Продолжаем делиться интересной информацией об истории новогодних открыток СССР.



1960 годы
Любимой деталью бывала фантазийная ракета в небе – символ начавшейся космической эры. Планетолёт пересекал глубокое, наполненное звёздами, небо и – летел куда-то на Марс или даже много дальше. А там, внизу, далеко-далеко кипела жизнь – всё также горели доменные печи, работали научные лаборатории (как в знаменитой повести Стругацких!), а где-то на светлой кухне района Черёмушки готовился вкусный ужин.
Несмотря на всемерную и деятельную борьбу Никиты Хрущёва с архитектурными излишествами, сталинские высотки оставались символом советской мощи и своеобразным памятником победившему народу. Примерно до 1962 года высотка устойчиво присутствовала в открыточных композициях – либо как центральная фигура, либо как празднично-парадный фон. Наиболее популярными являлись - МГУ на Ленинских горах (храм науки), жилой дом на Котельнической набережной (идеальное жилище) и здание МИД на Смоленской (оплот мира). Тем не менее, всё чаще рисовались современные кварталы – на открытках они выглядели уютно и празднично. В сюжете могли присутствовать: подъёмные краны со сверкающими огоньками, транспортные средства и – люди, спешащие к праздничному столу.
В 60-70-ых годах на открытках изображали спортсменов, встречающих Новый год на лыжне или катке, пары и компании в красивой одежде, отмечающих праздник в ресторане. На многих открытках того времени можно увидеть «предметы роскоши» - телевизор, детские механические игрушки, фрукты, шампанское. Последнее, к слову, исчезло с открыток с введением «сухого» закона. Немало открыток было посвящено теме космоса. Но кремлевские звезды, башни и куранты оставались самыми популярными образами советской новогодней открытки.
Модернизм 1960-х годов – это совсем иная формула гармонии. Простота линий, математическая скупость фигур, но при этом – абстракция, абрис. Ушли в небытия помпезные высотки и роскошные карнавальные образы – пришла неспокойная динамика и предельная стильность: стремительные лыжники на фоне полосок леса, рдяные пятна снегирей и чёрно-белые условности берёз, оранжевость солнца на просеке – чёткий круг с лучами-стрелами. 

Строгий чертёжный шрифт вместо прихотливых прописей. Электричка на фоне вечернего города. Поезд в лесу. Ощущение познаваемого пространства. Культ дороги. Её цель – она сама. Куда идём? Зачем едем? За ощущением – за туманом и за запахом тайги. «Что у вас, ребята, в рюкзаках?/ Знаю, что не очень вы богаты. / По земле и круглой, и покатой / Вы идёте в грубых башмаках». Романтика и песня. Мечты о межпланетных путешествиях, о пресловутых «яблонях на Марсе» и «ветке сирени в Космосе». Разговор с небом. У Евтушенко есть знаковая строчка: «Антенна упиралась в мирозданье…». Страсть к открытости – стихи читаем на площади или в громадном зале Политехнического Музея, для всех. Песни поём у костра, чтобы слышали не только физики-походники и их верные подруги-скалолазки, но и то самоё Мирозданье. Личное счастье, счастьице отдаёт пошлейшим барством. Уют – почти ругательное слово. В трендах - активный, агрессивный отказ от барахла - от крепконогих комодов и вишнёвых штор.
Любимый сюжет – стеклянные кафе и прочие молодёжные заведения. Зимний вечер, снег, небо… Светлое новомодное здание – там идёт праздник. Силуэты юношей – пара тонких росчерков и - девушек – розовый или голубой колокольчик пышной юбки и тонкость ног в туфельках на шпильке. Но всё это – лишь угадывается, считывается. Ещё одна известная фабула – хаотичное движение людей с ёлками, авоськами, тортами и прочей новогодней мишурой на фоне современных построек. Тогда и киношники любили этот приём – снимать скрытой камерой городскую толчею, выхватывать из толпы лица, «подслушивать» разговоры. Модная линия рассказа – поток сознания: люди, автобусы, ёлки, гастрономы, окна, двери… Кстати, художники 1960-х уже не боятся серого неба и неласкового ветра – напротив, они с удовольствием передают нам этот стильный минор, круто замешанный на лёгком, неопасном цинизме и отрезвляющей сырости холодного ветра…
 





































1970-е годы
1970-е-начало 1980-х годы. Стремление к личному удобству, комфортабельности, устроенному быту – всё это оказалось ведущей концепцией десятилетия и если «шестидесятник» открыто насмехался над вещизмом и филистерством, то «семидесятник» заделался рабом вещей. Вот передо мной красивая, тщательно выписанная открытка начала 1980-х – золотые ключи от новой квартиры. Фоном – добротный дом улучшенной планировки. Светится вывеска «Кафе» с кофе-мороженым-эклерами. Эстетика обеспеченной городской жизни с непреложным доставанием импортного дефицита и листанием заграничных каталогов. Стилистика рисунка тоже поменялась – она утратила утончённую жёсткость модернизма и снова, как в 1950-х, сделалась округло-яркой, реалистичной и – детской. Запрыгали зайчики, белочки, медвежата. Обозначилась генеральная линия – разноцветные шары на фоне еловой лапы: в 1970-х стало модным украшать новогоднее дерево исключительно шарами.
Вместе с тем, появилась новая социальная тема: БАМ. Тогда на слуху была звенящая аббревиатура - БАМ. Байкало-Амурская Магистраль – она звучало гордо, заманчиво и – зовуще. Радиоточка выдавала оживлённую песню на стихи Роберта Рождественского: «Слышишь, время гудит: БАМ! На просторах крутых БАМ! И большая тайга покоряется нам. …Этот колокол наших сердец молодых». В апреле 1974 года БАМ официально объявлен всесоюзной ударной стройкой – это означало, что сюда будут брошены лучшие силы советского общества. Молодёжь проявляла активность – всё ещё были актуальны красивые порывы и таёжные рассветы: «Лягут рельсы, будто струны наших песенных гитар». Потом, в 1990-х, правда, заговорили, что это была дорога в никуда, ошибка, чуть ли не афера. Мальчик-Новый Год часто представлялся в строительной каске, а Снеговик-Почтовик (герой старого мультика) доставлял письма с адресом «БАМ».
Острая тема – фигуристы. В 1970-х годах наши спортсмены занимали первые места практически во всех видах зимнего спорта – особенный прорыв был в фигурном катании, которое отныне ассоциировалось именно с Россией. Ирина Роднина и Александр Зайцев - герои дня, поэтому открыточные иллюстраторы довольно часто ставили свою Снегурочку на коньки. А вот и главный спортивный год – 1980-й. Культовая фигура времени – очаровательный и добрый Олимпийский Медвежонок. Его изображали по поводу и без повода – летящим на космической ракете, несущим «мирный» глобус народам земного шара, едущим вместе с Дедом Морозом в заснеженную даль. Это был главный и обязательный персонаж праздничных изображений.
В создании открыток царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц.
Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр.
 











































































1980-е
В 80-ые годы рисованную открытку вытесняет фотооткрытка. На большинстве открыток того времени – натюрморты с еловыми лапами, блестящими шарами, серпантином и горящими свечками, зимние пейзажи. Используются предметы традиционных промыслов – хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные мастерами Гжели. Появляются открытки с надписями из фольги, тесненным рисунком. Наконец, в начале 90-ых годов вернулись открытки «С Рождеством» - как созданные современными художниками, так и перепечатанные со старинных открыток. Но всего через несколько лет традиционные почтовые открытки вытеснили электронные, причем абсолютное их большинство было создано за рубежом, и не имело ничего общего с привычной россиянам новогодней символикой.
И ещё один животрепещущий сюжет – мальчик-Новый Год или ещё какой-нибудь мультяшный заяц, играющий на ударной установке в духе ВИА, вокально-инструментальных ансамблей. Иногда мульт-персонажей «группировали» в подобные ВИА – там могли быть Волк и Заяц, Незнайка, Буратино и так далее. Это было время дискотек, цветомузыки, школьных и вузовских групп с гитарами и неумелой попыткой «петь как Роллинги». Страсть к магнитофонам, к записям, к динамичной танцевальной и роковой музыке. Ведущие технические тенденции отражались в открыточных композициях довольно часто – в начале 1980-х Деда Мороза рисовали, сидящим, точнее, мчащимся на аэросанях. Вот открытка с мальчиком-дельтапланеристом. Разумеется, ребёнок в зимней одежде символизирует новый год. На рубеже 1970-х и 1980-х годов популярным сделался дельтапланеризм – это казалось романтическим, эстетским и – элитарным. По радио звучала лирическая песня Валерия Леонтьева «Мой дельтаплан», а в журналах писалось о том, как и где тренируются немногочисленные счастливцы.
…Уже к середине 1980-х открыточные сюжеты свелись к бесконечно повторяемым Снегурочкам, зайчикам, шарам и снежинкам. Социально-строительно-космическая тематика ушла вовсе – стране как бы стало нечем годиться. Не рисовать же перестроечный бардак и кооперативные рынко-ряды? А со временем ушла и сама потребность писать письма – сейчас этим развлекаются только очень пожилые люди, не утратившие потребность поздравлять друг друга с новым годом – с новым счастьем...












































































































































































































1990-е годы
В начале 1990-х годов на открытках стали появляться символы года – Дракон, Змея и т.д. А первое десятилетие XXI века принесло огромное количество качественных открыток, в том числе и виртуальных в социальных сетях.

Источники:

Лановенко, О. История советской новогодней открытки / О. Лановенко // Красивые открытки. – Режим доступа : https://clck.ru/EyANT
История СССР в новогодних открытках // Перуница. – Режим доступа : https://www.perunica.ru/sssr/9377-istoriya-sssr-v-novogodnih-otkrytkah.html
Елена Львовна. История советской новогодней открытки / Елена Львовна // Ярмарка мастеров. – Режим доступа : https://www.livemaster.ru/topic/1578113-istoriya-sovetskoj-novogodnej-otkrytki
Новогодние открытки СССР – символ праздника и история достижений страны // Тайны века – расскажем то, о чем вы не догадывались… - Режим доступа : https://tayni-veka.ru/novogodnie-otkrytki-sssr/
Послевоенные Новогодние открытки СССР // Евпатория. Отдых и лечение. – Режим доступа : http://www.evpatori.ru/poslevoennye-novogodnie-otkrytki-sssr.html
Привалихин, В. История Нового года в СССР: ёлки разрешили в 1935-м, открытки – в 1941-м / В. Привалихин // Советская Сибирь. – 2015. – 30 декабря. – Режим доступа : http://www.sovsibir.ru/news/162319

Комментариев нет:

Отправить комментарий