Продолжаем делиться интересной информацией об истории новогодних открыток СССР.
1960 годы
Любимой
деталью бывала фантазийная ракета в небе – символ начавшейся космической эры.
Планетолёт пересекал глубокое, наполненное звёздами, небо и – летел куда-то на
Марс или даже много дальше. А там, внизу, далеко-далеко кипела жизнь – всё
также горели доменные печи, работали научные лаборатории (как в знаменитой
повести Стругацких!), а где-то на светлой кухне района Черёмушки готовился
вкусный ужин.
Несмотря на
всемерную и деятельную борьбу Никиты Хрущёва с архитектурными излишествами,
сталинские высотки оставались символом советской мощи и своеобразным памятником
победившему народу. Примерно до 1962 года высотка устойчиво присутствовала в
открыточных композициях – либо как центральная фигура, либо как
празднично-парадный фон. Наиболее популярными являлись - МГУ на Ленинских горах
(храм науки), жилой дом на Котельнической набережной (идеальное жилище) и
здание МИД на Смоленской (оплот мира). Тем не менее, всё чаще рисовались
современные кварталы – на открытках они выглядели уютно и празднично. В сюжете
могли присутствовать: подъёмные краны со сверкающими огоньками, транспортные
средства и – люди, спешащие к праздничному столу.
В
60-70-ых годах на открытках изображали спортсменов, встречающих Новый год на
лыжне или катке, пары и компании в красивой одежде, отмечающих праздник в
ресторане. На многих открытках того времени можно увидеть «предметы роскоши» -
телевизор, детские механические игрушки, фрукты, шампанское. Последнее, к
слову, исчезло с открыток с введением «сухого» закона. Немало открыток было
посвящено теме космоса. Но кремлевские звезды, башни и куранты оставались
самыми популярными образами советской новогодней открытки.
Модернизм
1960-х годов – это совсем иная формула гармонии. Простота линий, математическая
скупость фигур, но при этом – абстракция, абрис. Ушли в небытия помпезные
высотки и роскошные карнавальные образы – пришла неспокойная динамика и
предельная стильность: стремительные лыжники на фоне полосок леса, рдяные пятна
снегирей и чёрно-белые условности берёз, оранжевость солнца на просеке – чёткий
круг с лучами-стрелами.
Строгий
чертёжный шрифт вместо прихотливых прописей. Электричка на фоне вечернего
города. Поезд в лесу. Ощущение познаваемого пространства. Культ дороги. Её цель
– она сама. Куда идём? Зачем едем? За ощущением – за туманом и за запахом
тайги. «Что у вас, ребята, в рюкзаках?/ Знаю, что не очень вы богаты. / По
земле и круглой, и покатой / Вы идёте в грубых башмаках». Романтика и песня. Мечты
о межпланетных путешествиях, о пресловутых «яблонях на Марсе» и «ветке сирени в
Космосе». Разговор с небом. У Евтушенко есть знаковая строчка: «Антенна
упиралась в мирозданье…». Страсть к открытости – стихи читаем на площади или в
громадном зале Политехнического Музея, для всех. Песни поём у костра, чтобы
слышали не только физики-походники и их верные подруги-скалолазки, но и то
самоё Мирозданье. Личное счастье, счастьице отдаёт пошлейшим барством. Уют –
почти ругательное слово. В трендах - активный, агрессивный отказ от барахла -
от крепконогих комодов и вишнёвых штор.
Любимый
сюжет – стеклянные кафе и прочие молодёжные заведения. Зимний вечер, снег,
небо… Светлое новомодное здание – там идёт праздник. Силуэты юношей – пара
тонких росчерков и - девушек – розовый или голубой колокольчик пышной юбки и
тонкость ног в туфельках на шпильке. Но всё это – лишь угадывается,
считывается. Ещё одна известная фабула – хаотичное движение людей с ёлками,
авоськами, тортами и прочей новогодней мишурой на фоне современных построек.
Тогда и киношники любили этот приём – снимать скрытой камерой городскую толчею,
выхватывать из толпы лица, «подслушивать» разговоры. Модная линия рассказа –
поток сознания: люди, автобусы, ёлки, гастрономы, окна, двери… Кстати,
художники 1960-х уже не боятся серого неба и неласкового ветра – напротив, они
с удовольствием передают нам этот стильный минор, круто замешанный на лёгком,
неопасном цинизме и отрезвляющей сырости холодного ветра…
1970-е годы
1970-е-начало
1980-х годы. Стремление к личному удобству, комфортабельности, устроенному быту
– всё это оказалось ведущей концепцией десятилетия и если «шестидесятник»
открыто насмехался над вещизмом и филистерством, то «семидесятник» заделался
рабом вещей. Вот передо мной красивая, тщательно выписанная открытка начала
1980-х – золотые ключи от новой квартиры. Фоном – добротный дом улучшенной
планировки. Светится вывеска «Кафе» с кофе-мороженым-эклерами. Эстетика
обеспеченной городской жизни с непреложным доставанием импортного дефицита и
листанием заграничных каталогов. Стилистика рисунка тоже поменялась – она
утратила утончённую жёсткость модернизма и снова, как в 1950-х, сделалась
округло-яркой, реалистичной и – детской. Запрыгали зайчики, белочки, медвежата.
Обозначилась генеральная линия – разноцветные шары на фоне еловой лапы: в
1970-х стало модным украшать новогоднее дерево исключительно шарами.
Вместе
с тем, появилась новая социальная тема: БАМ. Тогда на слуху была звенящая
аббревиатура - БАМ. Байкало-Амурская Магистраль – она звучало гордо, заманчиво
и – зовуще. Радиоточка выдавала оживлённую песню на стихи Роберта
Рождественского: «Слышишь, время гудит: БАМ! На просторах крутых БАМ! И большая
тайга покоряется нам. …Этот колокол наших сердец молодых». В апреле 1974 года
БАМ официально объявлен всесоюзной ударной стройкой – это означало, что сюда
будут брошены лучшие силы советского общества. Молодёжь проявляла активность –
всё ещё были актуальны красивые порывы и таёжные рассветы: «Лягут рельсы, будто
струны наших песенных гитар». Потом, в 1990-х, правда, заговорили, что это была
дорога в никуда, ошибка, чуть ли не афера. Мальчик-Новый Год часто
представлялся в строительной каске, а Снеговик-Почтовик (герой старого
мультика) доставлял письма с адресом «БАМ».
Острая
тема – фигуристы. В 1970-х годах наши спортсмены занимали первые места
практически во всех видах зимнего спорта – особенный прорыв был в фигурном
катании, которое отныне ассоциировалось именно с Россией. Ирина Роднина и
Александр Зайцев - герои дня, поэтому открыточные иллюстраторы довольно часто
ставили свою Снегурочку на коньки. А вот и главный спортивный год – 1980-й.
Культовая фигура времени – очаровательный и добрый Олимпийский Медвежонок. Его
изображали по поводу и без повода – летящим на космической ракете, несущим
«мирный» глобус народам земного шара, едущим вместе с Дедом Морозом в
заснеженную даль. Это был главный и обязательный персонаж праздничных
изображений.
В создании
открыток царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не
обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц.
Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр.
Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр.
1980-е
В
80-ые годы рисованную открытку вытесняет фотооткрытка. На большинстве открыток
того времени – натюрморты с еловыми лапами, блестящими шарами, серпантином и
горящими свечками, зимние пейзажи. Используются предметы традиционных промыслов
– хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные мастерами Гжели.
Появляются открытки с надписями из фольги, тесненным рисунком. Наконец, в
начале 90-ых годов вернулись открытки «С Рождеством» - как созданные
современными художниками, так и перепечатанные со старинных открыток. Но всего
через несколько лет традиционные почтовые открытки вытеснили электронные,
причем абсолютное их большинство было создано за рубежом, и не имело ничего
общего с привычной россиянам новогодней символикой.
И ещё один
животрепещущий сюжет – мальчик-Новый Год или ещё какой-нибудь мультяшный заяц,
играющий на ударной установке в духе ВИА, вокально-инструментальных ансамблей.
Иногда мульт-персонажей «группировали» в подобные ВИА – там могли быть Волк и
Заяц, Незнайка, Буратино и так далее. Это было время дискотек, цветомузыки,
школьных и вузовских групп с гитарами и неумелой попыткой «петь как Роллинги».
Страсть к магнитофонам, к записям, к динамичной танцевальной и роковой музыке.
Ведущие технические тенденции отражались в открыточных композициях довольно
часто – в начале 1980-х Деда Мороза рисовали, сидящим, точнее, мчащимся на
аэросанях. Вот открытка с мальчиком-дельтапланеристом. Разумеется, ребёнок в
зимней одежде символизирует новый год. На рубеже 1970-х и 1980-х годов
популярным сделался дельтапланеризм – это казалось романтическим, эстетским и –
элитарным. По радио звучала лирическая песня Валерия Леонтьева «Мой
дельтаплан», а в журналах писалось о том, как и где тренируются
немногочисленные счастливцы.
…Уже к
середине 1980-х открыточные сюжеты свелись к бесконечно повторяемым
Снегурочкам, зайчикам, шарам и снежинкам. Социально-строительно-космическая
тематика ушла вовсе – стране как бы стало нечем годиться. Не рисовать же
перестроечный бардак и кооперативные рынко-ряды? А со временем ушла и сама
потребность писать письма – сейчас этим развлекаются только очень пожилые люди,
не утратившие потребность поздравлять друг друга с новым годом – с новым
счастьем...
1990-е годы
В начале 1990-х годов на
открытках стали появляться символы года – Дракон, Змея и т.д. А первое
десятилетие XXI века принесло огромное количество качественных открыток, в том
числе и виртуальных в социальных сетях.
Источники:
Лановенко,
О. История советской новогодней открытки / О. Лановенко // Красивые открытки. –
Режим доступа : https://clck.ru/EyANT
История СССР в
новогодних открытках // Перуница. – Режим доступа : https://www.perunica.ru/sssr/9377-istoriya-sssr-v-novogodnih-otkrytkah.html
Елена
Львовна. История советской новогодней открытки / Елена Львовна // Ярмарка
мастеров. – Режим доступа : https://www.livemaster.ru/topic/1578113-istoriya-sovetskoj-novogodnej-otkrytki
Новогодние
открытки СССР – символ праздника и история достижений страны // Тайны века –
расскажем то, о чем вы не догадывались… - Режим доступа : https://tayni-veka.ru/novogodnie-otkrytki-sssr/
Послевоенные
Новогодние открытки СССР // Евпатория. Отдых и лечение. – Режим доступа : http://www.evpatori.ru/poslevoennye-novogodnie-otkrytki-sssr.html
Привалихин, В.
История Нового года в СССР: ёлки разрешили в 1935-м, открытки – в 1941-м / В.
Привалихин // Советская Сибирь. – 2015. – 30 декабря. – Режим доступа : http://www.sovsibir.ru/news/162319
Комментариев нет:
Отправить комментарий