Тезисы выступления на вечере "Главная книга ХХ века" 26 апреля 2013 года преподавателя русского языка и литературы МОУ СОШ № 100 Елены Вадимовны Ананьевой.
«Тихий Дон» - роман о донском
казачестве – учебник жизни, из которого мы узнаём о путях развития
человечества, о судьбах целых классов и отдельных людей. Художественная мысль
всего произведения нераздельно сливаются с мыслями и чувствами народа. По своему
содержанию, художественной ткани роман необычайно близок фольклору, он сродни
народной песне о больших событиях, больших явлениях, о народной жизни.
Обращение к фольклорным традициям основывается
на формировании писательской концепции мира и человека, на своеобразном
понимании принципа народности литературы
и специфических черт русского казачьего характера.
М.А. Шолохов был убежден,
что простой народ является создателем больших поэтических ценностей, без
которых не мыслится национальная литература.
В
романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» отмечается более двухсот случаев
обращения к произведениям фольклора. Это
и песни, пословицы и поговорки,
заклички, заплачки, заговоры, сказки, потешки и небылицы.
М.А. Шолохов любил и ценил народную песню,
которая жемчужной россыпью украшает роман. Эпиграфом к первой части романа
«Тихий Дон» выбрана старинная казачья песня, раскрывающая полную трагизма суть
произведения:
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.... (Т.2, 5).
Казачьи
песни - это полифоническое многоголосие, коллективное пение, которое понимается исполнителями как беседа, диалог, раздумье в
трудную минуту…
В нашем
образовательном учреждении много лет успешно работает разновозрастный коллектив
казачьей песни, под руководством
учителя-подвижника казачества Людмилы Николаевны Дуниной. Под её
руководством ребята познают душу казачества, традиции и жизнь. В созданном
Людмилой Николаевной ансамбле звучат самые интересные песни. Ребята с огромным
удовольствием разучивают и играют лирические и военные, свадебные и шуточные
народные казачьи песни. На уроках литературы и риторики мы читаем и
комментируем самые интересные эпизоды романа.
Например, 1)
«Порядок в курене был водворен. Несколько дней Дарья ходила тише воды, ниже
травы, по вечерам раньше всех ложилась спать, на сочувственные взгляды Натальи холодно улыбалась, ничего, дескать, -
посмотрим... »(Т.3, 147); 2) «....Бунчукмедленно, натужно объяснял казакам: - В
Петрограде вам делать нечего! Знаете вы, для чего вас туда посылают? Чтоб
свергнуть временное правительство. Смотрите, станичники! Деревянное ярмо с вас
хочут скинуть, а уж ежели наденут, так наденут стальное! Из двух бед надо
выбирать беду, какую поменьше. Не так ли. Вот и рассудите сами: при царе в зубы
вас били, вашими руками жар загребали. Загребают и при Керенском, но в зубы не
бьют. Большевики войны не хотят. Будь власть в их руках - сейчас же был бы мир»
(Т.3, 147); 3) Григорий наскоро позавтракал; попрощался с родными.- Храни тебя
царица небесная! - исступленно зашептала Ильинична, целуя сына. - Ты ить у нас
один остался. - Ну, дальние проводы - лишние слезы. Прощайте! - дрогнувшим
голосом сказал Григорий и подошел к коню. (Т.5, 70).
Шолохов
многократно подчеркивает верность своих героев старым обычаям, поверьям,
заговорам.
Подобно
героиням народного фольклора, влюбленная в Григория Аксинья идет к бабке
Дроздихе отлить тоску. В романе приводится текст ворожбы Дроздихи: «Студены
ключи, со дна текучие..Плоть горючая...Зверем в сердце... Тоска-лихоманица...»
(Т.2, 61).
«Закутанная в
черный ковровый платок Лукинична переступила порог <... > стукнулась
головой о земляной пол, глухо, надорванно заголосила по мертвому: - Иро-ди-мый
ты мо-о-ой!И на кого же ты нас..поки-и-нул! - Расстрелили нашего Мирона
Григорича!..Нету в живых сокола!...Остались мы сиротами!..Нас теперя и куры
загребут!.. - И снова перешла на волчий голос: - Закрылись его глазыньки!..Не
видать им белого све-е-та!..» (Т.2, 162).
Маленький
соседский восьмилеток Мишка, при появлении первых капель дождя пронзительно
верещит детскую считалочку-закличку: Дождюк, дождюк, припусти, Мы поедем во
кусты, Богу молиться, Христу поклониться.. (Т.2, 27). Это яркие примеры семейно-обрядовой поэзии, которые представлены в романе Шолохова заплачками,
закличками, потешками и небылицами.
А вот пример интереснейшей
небылицы:
Ванька Болдырев - мигулинский казак, балагур и
насмешник - подсмеивался над товарищем-пулеметчиком. - Ты, Игнат, какой
губернии? - хрипел его сиплый, прожженный табаком голос. - Тамбовской, -
мяконьким баском отзывался смирный Игнат.
-
И, небось, морщанский?- Нет, шацкий. - А-а-а-а... шацкие - ребята
хваткие: в драке семеро на одного не боятся лезть. Это не в вашей деревне к
престолу телушку огурцом зарезали? - Будя, будя тебе! - Ах да, я забыл, этот
случай не у вас произошел. У вас, никак, церковь блинами конопатили, а посля на
горохе ее хотели под гору перекатить. Было такое дело? (Т.3,340).
Развивая традиционные формы
фольклоризма, писатель воспроизводит в романе названия фольклорных персонажей:
«- Черт слепая! - дрожливым стенящим голосом сказал он (Пантелей Прокофьевич),
обращаясь к утонувшей кобыле. - Сама утопла, и меня, было к утопила! Куда ж
тебя занесла нечистая сила! Черти тебя там будут запрягать и ездить, а погонять
нечем! Нате ж вам кнут! - Он в отчаяньи размахнулся, кинул на середку полыньи
вишневое кнутовище. (Т.3, 269).
Использование
народно-поэтической традиции помогает М.А. Шолохову создать, а нам суметь
понять портрет всего народа, чувства, настроения, переживания героев. «Фольклорно-поэтические
традиции, - пишет Д.С. Лихачев, - любовь
к родному краю, знание его истории являются основой, на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры всего
общества».
Цитируется по изданию:
Шолохов, М. А.
Собрание сочинений : в 8 т. / М. А. Шолохов. – М. : Правда, 1962.
Комментариев нет:
Отправить комментарий