Страницы

Страницы

пятница, 31 мая 2013 г.

Фольклорные мотивы в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"

Тезисы выступления на вечере "Главная книга ХХ века" 26 апреля 2013 года преподавателя русского языка и литературы МОУ СОШ № 100 Елены Вадимовны Ананьевой.

       «Тихий Дон» - роман о донском казачестве – учебник жизни, из которого мы узнаём о путях развития человечества, о судьбах целых классов и отдельных людей. Художественная мысль всего произведения нераздельно сливаются с мыслями и чувствами народа. По своему содержанию, художественной ткани роман  необычайно близок фольклору, он сродни народной песне о больших событиях, больших явлениях, о народной жизни. 
      Обращение к фольклорным традициям  основывается  на формировании писательской концепции мира и человека, на своеобразном понимании  принципа народности литературы и специфических черт русского казачьего характера.   
   М.А. Шолохов  был  убежден, что простой народ является создателем больших поэтических ценностей, без которых  не мыслится национальная литература.
    В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» отмечается более двухсот случаев обращения  к произведениям фольклора. Это и  песни, пословицы и поговорки, заклички, заплачки, заговоры, сказки, потешки и небылицы.
   М.А. Шолохов любил и ценил народную песню, которая жемчужной россыпью украшает роман. Эпиграфом к первой части романа «Тихий Дон» выбрана старинная казачья песня, раскрывающая полную трагизма суть произведения:
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.... (Т.2, 5).
 Казачьи  песни - это полифоническое многоголосие, коллективное пение, которое  понимается  исполнителями как беседа, диалог, раздумье в трудную минуту…
В нашем образовательном учреждении много лет успешно работает разновозрастный коллектив казачьей песни, под руководством  учителя-подвижника казачества Людмилы Николаевны Дуниной. Под её руководством ребята познают душу казачества, традиции и жизнь. В созданном Людмилой Николаевной ансамбле звучат самые интересные песни. Ребята с огромным удовольствием разучивают и играют лирические и военные, свадебные и шуточные народные казачьи песни. На уроках литературы и риторики мы читаем и комментируем самые интересные эпизоды романа.
Герои «Тихого Дона»  часто используют  в своей речи пословицы, поговорки, в которых отразилась природа общинных и межличностных отношений, а в некоторых случаях и как бы  формулируя свои  жизненные принципы.
Например, 1) «Порядок в курене был водворен. Несколько дней Дарья ходила тише воды, ниже травы, по вечерам раньше всех ложилась спать, на сочувственные взгляды  Натальи холодно улыбалась, ничего, дескать, - посмотрим... »(Т.3, 147); 2) «....Бунчукмедленно, натужно объяснял казакам: - В Петрограде вам делать нечего! Знаете вы, для чего вас туда посылают? Чтоб свергнуть временное правительство. Смотрите, станичники! Деревянное ярмо с вас хочут скинуть, а уж ежели наденут, так наденут стальное! Из двух бед надо выбирать беду, какую поменьше. Не так ли. Вот и рассудите сами: при царе в зубы вас били, вашими руками жар загребали. Загребают и при Керенском, но в зубы не бьют. Большевики войны не хотят. Будь власть в их руках - сейчас же был бы мир» (Т.3, 147); 3) Григорий наскоро позавтракал; попрощался с родными.- Храни тебя царица небесная! - исступленно зашептала Ильинична, целуя сына. - Ты ить у нас один остался. - Ну, дальние проводы - лишние слезы. Прощайте! - дрогнувшим голосом сказал Григорий и подошел к коню. (Т.5, 70).
Шолохов многократно подчеркивает верность своих героев старым обычаям, поверьям, заговорам.
Подобно героиням народного фольклора, влюбленная в Григория Аксинья идет к бабке Дроздихе отлить тоску. В романе приводится текст ворожбы Дроздихи: «Студены ключи, со дна текучие..Плоть горючая...Зверем в сердце... Тоска-лихоманица...» (Т.2, 61).
«Закутанная в черный ковровый платок Лукинична переступила порог <... > стукнулась головой о земляной пол, глухо, надорванно заголосила по мертвому: - Иро-ди-мый ты мо-о-ой!И на кого же ты нас..поки-и-нул! - Расстрелили нашего Мирона Григорича!..Нету в живых сокола!...Остались мы сиротами!..Нас теперя и куры загребут!.. - И снова перешла на волчий голос: - Закрылись его глазыньки!..Не видать им белого све-е-та!..» (Т.2, 162).
Маленький соседский восьмилеток Мишка, при появлении первых капель дождя пронзительно верещит детскую считалочку-закличку: Дождюк, дождюк, припусти, Мы поедем во кусты, Богу молиться, Христу поклониться.. (Т.2, 27).  Это яркие примеры  семейно-обрядовой поэзии, которые  представлены в романе Шолохова заплачками, закличками, потешками и небылицами.
А вот пример интереснейшей небылицы:
 Ванька Болдырев - мигулинский казак, балагур и насмешник - подсмеивался над товарищем-пулеметчиком. - Ты, Игнат, какой губернии? - хрипел его сиплый, прожженный табаком голос. - Тамбовской, - мяконьким баском отзывался смирный Игнат.
-  И, небось, морщанский?- Нет, шацкий. - А-а-а-а... шацкие - ребята хваткие: в драке семеро на одного не боятся лезть. Это не в вашей деревне к престолу телушку огурцом зарезали? - Будя, будя тебе! - Ах да, я забыл, этот случай не у вас произошел. У вас, никак, церковь блинами конопатили, а посля на горохе ее хотели под гору перекатить. Было такое дело? (Т.3,340).
Развивая традиционные формы фольклоризма, писатель воспроизводит в романе названия фольклорных персонажей: «- Черт слепая! - дрожливым стенящим голосом сказал он (Пантелей Прокофьевич), обращаясь к утонувшей кобыле. - Сама утопла, и меня, было к утопила! Куда ж тебя занесла нечистая сила! Черти тебя там будут запрягать и ездить, а погонять нечем! Нате ж вам кнут! - Он в отчаяньи размахнулся, кинул на середку полыньи вишневое кнутовище. (Т.3, 269).
         Использование народно-поэтической традиции помогает М.А. Шолохову создать, а нам суметь понять  портрет всего народа,  чувства, настроения, переживания героев. «Фольклорно-поэтические традиции, - пишет Д.С. Лихачев, -  любовь к родному краю, знание его истории являются основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего  общества».

Цитируется по изданию:

Шолохов, М. А. Собрание сочинений : в 8 т. / М. А. Шолохов. – М. : Правда, 1962.

Комментариев нет:

Отправить комментарий