Абрамов
Александр Иванович (1900, Москва — 1985, Москва) - советский писатель-фантаст,
киносценарист, журналист, театральный критик. Родился в 1900 году в Москве.
Окончил Литературный институт имени В.Я. Брюсова и Институт иностранных языков.
Был членом Союза писателей СССР.
Александр
Иванович дебютировал в литературе еще в двадцатые годы, первым его опытом стала
повесть (фантастическая) «Гибель шахмат» (1924). В последующие сорок лет он
работал в жанре литературной критики, писал киносценарии, реалистические
повести о наших современниках. В конце 50-х - начале 60-х годов выходят его
повести «Я ищу Китеж-град», «Прошу встать!», «Когда скорый опаздывает».
Лишь
в 1966 году Александр Иванович вновь обратился к фантастике. Популярный
альманах «Мир приключений» опубликовал повесть «Хождение за три мира». Но
авторов у этой повести было уже двое. Несведущие люди часто называют их
братьями. Видимо, по аналогии со Стругацкими. На самом же деле Александр и
Сергей Абрамовы - отец и сын. Сергей Абрамов к тому времени заканчивал
Московский автодорожный институт и к литературной деятельности себя не готовил,
хотя писал стихи, печатал заметки в московских газетах. Именно Сергей
Александрович навел своего отца на мысль о фантастической повести, рассказав
тому об идее множественности пространств.
Новый
литературный дуэт был встречен читателями, да и критикой тоже, вполне
доброжелательно. Очевидно, повесть пришлась по душе и самим авторам, потому что
вслед за нею они написали серию рассказов, составивших сборник «Тень
императора» (1967). В основу этих рассказов легли гипотезы из области биологии,
физики, кибернетики, отталкиваясь от которых авторы строили острый,
увлекательный сюжет.
В
1968 году Абрамовы выпустили свой первый большой фантастический роман «Всадники
ниоткуда», который, несмотря на разноречивые отклики в прессе, вероятно, можно
назвать лучшим из всего, что написано ими вдвоем. «Всадники ниоткуда» -
типичный роман «о контакте», контакте с существами, абсолютно не похожими на
людей и получившими название «розовых облаков».
Основные
темы творчества писателей А. Абрамова и его сына С. Абрамова — путешествия во
времени и контакты человечества с представителями других миров. В их
произведениях действуют люди активной жизненной позиции, воспитанные на
коммунистических идеалах и смело познающие тайны Вселенной.
Герой
повести «Хождение за три мира» (1966) журналист Громов — в результате сложного
эксперимента попадает в Москву будущего. Сначала она видится ему такой, какой
станет спустя три года, затем через двадцать лет и, наконец, через столетие.
Герою открывается прекрасный мир будущего, исполненный гармонии.
В
романе «Всадники ниоткуда» (1967) рассказано о попытках кинооператора Юрия
Анохина установить контакт с облаками, прозванными «всадниками ниоткуда». Эти
странные существа, похожие на розовые дирижабли, снимали гигантские куски
ледяного покрова Антарктиды, отправляя их в космическое пространство. Наблюдая
за ними, ученые Земли, столкнувшись с другой формой жизни, неизвестной и пока
еще непонятной им, пытаются ее разгадать.
«Рай
без памяти» (1968) — продолжение предыдущего романа. Главные герои его волею
«розовых облаков» перенесены с Земли на другую планету, где жизнь, с точки
зрения землян, выглядит обедненной. Населяют этот во многом искусственный мир
люди, которые полагают, что живут они в десятом году первого века. Они не
помнят ничего, что было до начала их летоисчисления, однако пытаются выяснить
причины странности окружающей обстановки, которые тревожат их, приводят к
многим драматическим событиям. Утрата исторической памяти губительна для судеб
цивилизации — таков вывод этого романа-предупреждения.
Завершает
трилогию роман «Серебряный вариант» (1978, другое название «Время против
времени»), герои которого попадают на планету, где создана своеобразная модель
земной жизни. С какой целью? Что она собой представляет? На эти вопросы они
пытаются найти ответы.
Действие
романа «Селеста-7000» (1970) происходит в последней трети XX в. Группа ученых
разных стран проявляет интерес к галлюцинациям людей, посещающих необитаемый
островок в Атлантическом океане вблизи модного курорта. Начинаются исследовательские работы на острове
и скоро выясняется, что здесь — пункт связи с «Селестой-7000», кибернетической
системой, посланной инопланетной цивилизацией на Землю для сбора информации.
Повествование о сложной работе ученых переплетается в романс с рассказом о
попытках темных дельцов использовать в своих целях информацию, хранимую
«Селестой-7000».
В
романе «Все дозволено» (1973) показана планета Гедона, где космонавты с Земли
сначала не обнаружили ни малейших признаков животного и растительного мира.
Передав несколько деловых сообщений, исследовательская станция попросила срочно
прислать смену, на этом связь оборвалась. Герои романа — члены новой экспедиции
— сумели разгадать тайны планеты, где «все стабильно, непоколебимо», где
исключено всякое творчество, и помогли ее обитателям начать новую жизнь.
Названные
произведения А. Абрамова и С. Абрамова остросюжетны, изобилуют неожиданными
поворотами действия. Таковы и рассказы «Новый Алладин», «Тень императора»,
«Комната для гостей» и другие, где авторы выдвигают интересные идеи в отдельных
областях физики, биологии, кибернетики.
Подготовила
Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий