16 января 1867 года (155 лет назад) родился писатель и литературовед Викентий Викентьевич Вересаев.
Викентий
Вересаев (настоящая фамилия Смидович) родился в Туле, в семье врача.
Отец писателя -
врач Викентий Игнатьевич Смидович, сын польского помещика, участника восстания
1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии,
одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать,
Елизавета Павловна, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад. Отец
Вересаева пользовался в Туле таким уважением, что однажды, когда он возвращался
ночью от больного, напавшие на него грабители, узнав «доктора Смидовича»,
извинились и проводили его до дома.
Литературой Викентий
Вересаев заинтересовался еще во время обучения в тульской классической
гимназии. Особенно успевал по древним языкам, что значительно повлияло на него
уже в зрелом возрасте. После поездки в Грецию в 1910 году его интерес к
античности возродился, что привело к началу работы над переводами древних
авторов.
В 1884 году Вересаев окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. С увлечением участвовал в разных студенческих кружках, «живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». В студенческие годы написал первые рассказы, которые были опубликованы. В итоге Викентий Вересаев решил стать писателем, а, чтобы лучше узнать жизнь, после окончания историко-филологического факультета (1888) поступил на медицинский факультет Дерптского университета, полагая, что профессия врача поможет литератору глубоко проникнуть в человеческую природу и познакомит его с судьбами многих людей.
Получив в 1894 году диплом врача, Вересаев приступил к практике. Он бросился на Донбасс, где развивалась эпидемия холеры. Затем он работал в Туле под руководством отца, после чего отправился в Петербург и устроился сверхштатным ординатором в «Городскую барачную в память С. П. Боткина больницу» (ныне это Клиническая инфекционная больница имени С. П. Боткина).
Осенью 1894
года Вересаев закончил большую повесть «Без дороги», напечатанную в журнале
«Русское богатство».
Псевдоним
доктор Смидович-младший взял из рассказа популярного в то время писателя Петра
Гнедича «Сны». «У Вересаева ужасная
репутация. Вересаев — пугало всего округа; во-первых, он пьет коньяк бутылками;
во-вторых, романы его до бесконечности разнообразны». Почему-то это
понравилось строгому труженику, доктору Смидовичу. Видимо, сказался
писательский сарказм – или просто созвучие понравилось. Так он и остался
Вересаевым – не только в литературе, но и в жизни.
Известность к
Вересаеву пришла после публикации «Записок врача», сочетавших в себе как
беллетристику, так и документальную повесть, где автор обсуждал пределы
возможностей медицины, ее роль в обществе, проблемы медицинской этики. Критик
Александр Измайлов вспоминал: «Человеческий
муравейник весь всколыхнулся и заволновался перед исповедью молодого врача,
который <...> изменил профессиональной тайне и вынес на свет Божий и
орудия борьбы, и психику врача, и все противоречия, перед которыми изнемогал он
сам». Выход книги вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В
ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных
медицинских проблем писатель опубликовал статью «По поводу «Записок врача».
Ответ моим критикам» (1902).
Как врач
Вересаев участвовал в русско-японской войне (1904—1905 гг.). «Рассказы о войне»
(1906 г.) и записки «На войне» (1907—1908 гг.) посвящены героизму русских
солдат и офицеров. Практически документальное описание событий и подробностей
армейской жизни сопряжено с размышлениями об увиденном.
По
художественному методу Вересаев близок к писателям-реалистам. В начале XX в. он
вошёл в литературный кружок «Среда»; его произведения печатались в сборниках М.
Горького «Знание». В 1909 г. вышла повесть «К жизни» — вновь о судьбах русской
интеллигенции (к этому циклу примыкают и написанные уже после Октябрьской
революции романы «В тупике», 1922 г., и «Сёстры», 1933 г.). В 1910 г. Вересаев
написал 1 -ю часть большого литературно-философского исследования «Живая
жизнь», где сравнивал творчество Л. Н. Толстого (глава «Да здравствует весь
мир!») и Ф. М. Достоевского («Человек проклят»). 2-ю часть этого сочинения
составили изложение и критика взглядов Ф. Ницше («Аполлон и Дионис», 1915 г.).
Когда началась
Первая мировая война, Викентий Вересаев был снова мобилизован, некоторое время
пробыл полковым врачом в Коломне, потом заведовал в Москве военно-санитарным
отрядом на железной дороге. В 1917 году стал председателем
Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов.
В сентябре 1918 году на три месяца поехал в Крым, в Коктебель, и вынужденно
прожил там три года. «Пришлось пережить
много тяжелого, - вспоминал Вересаев, - шесть
раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал
под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного;
арестовывался белыми; болел цингою». В 1921 году он вернулся в
Москву.
В 1922
году вышел роман «В тупике». В 1928—1932 годы Вересаев работал над романом
«Сёстры». «В тупике» и «Сёстры» после начала 30-х годов были изъяты из общих
фондов библиотек, а переизданы уже лишь в Перестройку.
Вересаев пишет
и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На
мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает жизнь
рабочего. В очерке «Лизар» рисуется заносчивая глупость извозчика выступающего
за ограничение рождаемости. Этой теме посвящено ещё несколько очерков.
Вересаев стал
признанным советским писателем и даже получил в 1943 г. Сталинскую премию.
Наиболее известные труды писателя как историка литературы — книги-биографии,
построенные на воспоминаниях современников: «Пушкин в жизни» (1926—1927 гг.),
«Гоголь в жизни» (1933 г.), «Спутники Пушкина» (1934—1936 гг.). Вересаеву
принадлежат переводы античных авторов, в частности «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.
В советский
период иногда Вересаев называл себя «царь-врач», так как прекратил заниматься
медицинской практикой и не лечил больных, подобно «царю-колоколу», который не
звонит, и «царь-пушке», которая не стреляет.
Известно, что Вересаев
отличался скромностью в быту. Однажды к нему на дачу пришла наниматься в домработницы
крестьянка из соседней деревни, но, войдя в дом и придирчиво осмотрев его, она
тут же отказалась от места, презрительно махнув рукой и сказав: «Беднота!».
Вересаев умер в тот день, когда закончил редактировать свою «Илиаду». Специалисты говорят, что это лучший перевод Гомера на современный европейский язык. Он скончался в Москве 3 июня 1945 г.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Величие и скромность личности писателя
ОтветитьУдалить