В июле 1941 года, вскоре после
начала Великой Отечественной войны, композитор Борис Мокроусов был призван
на Черноморский флот и проходил службу в Севастополе. Там он
встретился с поэтом Александром Жаровым, вместе с которым они задумали создать
песню о моряках, защищавших этот город. По словам Жарова, Мокроусов считал, что
«это должна быть песня широкая, эпическая, сдержанно-торжественная, как баллада»,
и она, уже в то время, должна была предвещать победу над врагами, но при этом «нести
в себе горькую правду первого периода войны». Жаров предложил начальные строки
будущей песни — «Холодные волны вздымает
лавиной широкое Чёрное море…». Тем не менее работа над песней была прервана
в самом начале, так как Жаров был переведён на Северный флот, а Мокроусов
оставался в Севастополе до осени, а затем был отозван из осаждённого
города в политуправление флота.
Летом 1943 года Борис Мокроусов прочитал очерк Леонида Соловьёва «Севастопольский камень», опубликованный в газете «Красный флот». В нём рассказывалось о том, как четверо моряков несколько дней плыли на шлюпке по Чёрному морю из захваченного немецкими войсками Севастополя в сторону Туапсе. Один из них был смертельно ранен. Умирая, он держал в руке небольшой кусочек гранита, отбитый снарядом от парапета севастопольской набережной. Покидая Севастополь, он дал себе клятву вернуться в освобождённый от захватчиков город и положить камень на место. Перед смертью он передал этот камень товарищам с наказом, чтобы они выполнили его клятву. Этот камень, как реликвия, передавался из рук в руки, и каждый, к кому он переходил, клялся выполнить наказ безымянного моряка.
В том же 1943 году Мокроусов встретился с
Жаровым и рассказал о прочитанном им очерке. Поэт вспоминал: «После
того как Мокроусов показал мне музыку, стихи я написал почти залпом, так как
был внутренне подготовлен к этому еще в те дни, когда мы вместе сражались в
Севастополе. Очерк Соловьева возник на реальной почве. Легенда о камне не была
легендой в обычном понимании этого слова: многие матросы, покидая по приказу
командования священную землю Севастополя, брали с собой горстку земли или
кусочек гранита и клялись вернуть их обратно, прийти сюда с победой». <…>
«Оба мы горячо приняли к сердцу эту невыдуманную историю о
севастопольском камне. Она воодушевила нас на песню, которую мы так и назвали: «Камень
Севастополя». В октябре 1943 года песня была напечатана в виде репертуарных
листовок для художественной самодеятельности. 11 января 1944 года песня «Камень
Севастополя» вместе с нотами была опубликована в газете «Красная звезда».
Вскоре после этого песня была передана по
радио, но, по словам Жарова, «она не
прозвучала так, как этого нам хотелось». Поэт вспоминал, что «настоящий успех пришёл после того, как
песню исполнил Леонид Утёсов», поскольку «именно он — на эстраде и по радио — сумел по-настоящему донести её до
слушателя». Сам Утёсов высоко ценил эту песню: «Когда я услышал
«Заветный камень», меня песня необычайно взволновала. Взволновала потому, что
это рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о
любви к Родине. Она как бы предсказывала грядущую победу. И как радостно было
петь, когда Севастополь был освобожден... Есть у нас царь-пушка, есть
царь-колокол, и есть у нас царь-песня — «Заветный камень».
Александр Жаров рассказывал, что ему
довелось быть в Севастополе в июле 1944 года, когда после его освобождения от
захватчиков в него входили советские войска. Он был очень обрадован, услышав,
как один из входящих в город отрядов морской пехоты распевал песню «Заветный
камень». По его словам, ему предъявили шутливую претензию по поводу одного из
куплетов, который был написан в будущем времени: «Взойдёт на утёс черноморский матрос, кто Родине новую славу принёс».
После этого Жаров изменил время на прошедшее: «Взошёл на утёс черноморский матрос…», и с тех пор этот куплет
исполнялся именно в этом варианте.
Уникальность
песни «Заветный камень» в том, что в ней преломляются не только песенные
традиции, но и традиции русской классической музыки. Ее ритм чем-то родствен
старым морским балладам (таким, как «Раскинулось море широко»), а круто
вздымающиеся и медленно опадающие широкие мелодические волны заставляют
вспомнить о картинах морской стихии в музыке Римского-Корсакова, например, в
«Песне варяжского гостя» из оперы «Садко».
За
свою историю песня «Заветный камень» входила в репертуар многих известных певцов
и певиц, таких как Леонид Утёсов, Ефрем Флакс, Марк Рейзен, Борис Гмыря, Мария
Максакова, Иван Шмелёв, Людмила Зыкина, Людмила Гурченко, Юрий Богатиков, Евгений
Нестеренко, Дмитрий Хворостовский, Олег Погудин, Максим Аверин, Максим
Викторович и другие.
Юрий
Богатиков и Образцово-показательный оркестр Военно-Морского флота СССР п/у
Владимира Солодахина
Людмила
Зыкина
Дмитрий
Хворостовский
Георгий
Мамиконов и шоу-группа «Доктор Ватсон»
Максим
Аверин (телесериал «Горюнов»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий