Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.
Петр Васильевич Ульев
Страницы Сталинградской летописи
31 января.
Наши войска очистили от фашистов центр города, захватив в плен большую группу генералов во главе с командующим 6-й гитлеровской армией Паулюсом.
С первой попутной машиной мчимся в центр города. Но машина остановилась у элеватора - невозможно
было проехать. Пошли пешком... Все
улицы завалены разбитой техникой и вражескими
трупами, и чем ближе к центру города, тем их все больше и
больше, особенно много на Царице, которую немцы окрестили
«рекою смерти».
У Астраханского моста нас кто-то окликнул:
- Эй, братья-писатели, куда направились?
Мы оглянулись и увидели широко улыбающееся знакомое лицо. Это был один из старейших рабкоров
нашей газеты Александр Коченеев. В белом
полушубке, туго стянутый ремнями, с автоматом па
груди и гранатами за поясом, он подбежал к вам, крепко пожал руки и прежде всего спросил:
- Жива «Сталинградка»?
- Жива.
- Вот и хорошо! Соскучился я по ней. А сколько материалов для нее накопил! Только писать вот некогда...
До войны Коченеев часто заходил в редакцию с заметками, а иногда и со стихами, всегда требуя, чтобы
прочли их сейчас же, при нем, и прямо
сказали: пойдет или нет? А сейчас он воин-гвардеец, командир отделения. Воевал
на Дону и вот пришел в Сталинград.
Появилось еще несколько бойцов, и Коченеев сказал:
- Ну, до
свидания. Нам нужно осмотреть набережную и берег Волги, нет ли там гитлеровцев. Может быть, присоединитесь к нам?
Мы направились к Волге.
- Вот она! - по-детски
радостно воскликнул Александр и снял шапку.
Нас, видавших Волгу в самые суровые дни осады, взволновало это до глубины души, и мы словно впервые
увидели, как действительно прекрасна
и величественна, как близка и мила сердцу наша
Волга!..
Возле взорванного гранитного пьедестала памятника Хользунову
мы расстались с Коченеевым.
Ульев, П. В. Страницы
Сталинградской летописи / П. В. Ульев. – Сталинград : Сталинградское книжное
издательство, 1958. – С. 11.
Пётр Васильевич Ульев – журналист газеты «Сталинградская правда»,
возглавлял партийный отдел редакции.
«Страницы Сталинградской летописи» - это дневник журналиста, писавшийся им
с 29 января 1943 года до декабря 1957 года. Он отражает не только события,
происходившие в городе, но и настроения сталинградцев, рассказывает об их
мечтах, планах на будущее.
Перу Петра Васильевича принадлежит ещё одна книга – «Черкасовцы»
(Сталинград, 1949 год), рассказывающая о восстановлении города.
Историческая справка об упоминаемых объектах:
Сталинградский элеватор. Зерновой элеватор в пределах грузового вокзала Сталинград-II был спроектирован в 1936 году всесоюзным трестом Хлебострой, и построен в
1938-40 годах по типовому проекту в 800 метрах от берега Волги. Весь комплекс
назывался Сталинградский мельничный комбинат или комплекс Мельстрой, стоимость
которого была более 30 млн. рублей. Кроме самого предприятия там же находился
детский садик и жилой дом для семей работников.
К началу Сталинградской битвы элеватор был самым высоким сооружением в
центре города, которое, естественно, имело большое стратегическое значение. Во
время Сталинградской битвы элеватор серьезно пострадал, став местом
ожесточенных боёв.
Оборону элеватора вели части 35-й гвардейской, 131 дивизии, 10-й отдельной
(запасной) бригады 62-й армии. В конце сентября к ним добавилась 92-я отдельная
стрелковая бригада (североморцы).
22 сентября элеватор покинули последние защитники, оставшиеся без
боеприпасов. Бои возобновились в январе 1943 года.
В настоящее время элеватор признан объектом культурного значения
федерального уровня.
Пойма реки Царицы. Астраханский
мост.
Астраханский мост, упоминаемый Петром Ульевым, пролегал через реку Царицу (приток Волги),
связывая два её берега. В настоящее время существует четвёртый вариант этого
моста. Первый деревянный мост через Царицу был построен, согласно путевым
заметкам А. Н. Миниха в 1868 году, и просуществовал до 1889 года, когда был
разрушен во время бури. Второй мост также был деревянным и простоял до 1912
года (сохранились его фотографии). Строительство третьего – железобетонного –
моста началось летом 1912 года и закончено к апрелю 1913 года. По новому мосту
была проложена трамвайная линия. В период Сталинградской битвы Астраханский
мост был разрушен при бомбёжке. Четвёртый мост был построен, как временный
(планировалось возвести неподалёку мост-исполин), поэтому проигрывал во внешнем
виде своим предшественникам. По русской традиции, именно временный мост
оказался самым долговечным сооружением через реку Царицу. В 2018 году ему
исполнится 75 лет.
Пойма реки Царицы. До революции река Царица была полноводной, по ней даже ходили небольшие
суда. Существует предание, что в этой реке утонула, купаясь, дочь купца
Шлыкова. Во время Сталинградской битвы пойма реки Царицы стала местом
кровопролитных боёв – по ней фашисты пытались подобраться к Волге, но их
встречали огнём. Немцы назвали это место «река смерти», потому что, по
свидетельствам очевидцев тех событий, всю пойму занимали горы трупов немецких
солдат.
В недавнее время краеведы подняли тему подземелий, которые находились в
пойме этой реки. Известно, что во время Сталинградской битвы там находился
«бункер Сталина», который строили в 1936 году группой Московского Метростроя.
Вход в него был взорван и завален, чтобы его не мог использовать противник.
В сентябре 2017 года в пойме реки Царицы был открыт интерактивный музей
«Россия. Моя судьба».
Памятник Хользунову. Памятник Герою
Советского Союза летчику Виктору Степановичу Хользунову скульпторов М. Г.
Белашова и Е. Ф. Алексеевой-Белашовой и архитектора В. Е. Шалашова, был
установлен 17 октября 1940 года на набережной Сталинграда. Скульптура высотой
3,85 м отлита из бронзы и установлена на гранитный постамент, высота которого
составляет 4,5 м. На постаменте накладными бронзовыми буквами выполнена
надпись: «Герою Советского Союза комдиву Виктору Степановичу Хользунову.
1905-1939 г.»
Во
время Сталинградской битвы бронзовая скульптура взрывом была сброшена с
пьедестала, но уцелела. После освобождение города ее подняли и поставили прямо
на земле среди руин. Впоследствии памятник был полностью восстановлен на
прежнем месте. Изменилась только ориентация памятника: если до войны памятник
летчику стоял боком к Волге, то после восстановления памятник развернули лицом
к городу (спиной к Волге).
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий