6 июня 2019 г. исполнилось 220 лет со дня рождения А. С.
Пушкина.
Имя этого поэта знакомо каждому
россиянину с детства. Многие даже не помнят, когда и как они познакомились с
пушкинским творчеством, потому что произошло это в очень раннем возрасте –
буквально «с молоком матери» впитали. Можно было бы сказать, что сказки, стихи
Александра Сергеевича вошли в народную память на генетическом уровне, и по ним легко
определить «русскость» человека. Но это неверно. Пушкина с удовольствием читают
представители всех народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Его любят
читатели от мала до велика.
В день 220-летия поэта в
библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова прошел познавательный час «Кудрявый
мальчик со свирелью», посвящённый детству и юности поэта, на который пришли
ребята из летнего школьного лагеря МОУ СШ № 112 «Капелька чуда».
Встреча началась с рассказа
ведущего библиографа М. Н. Урусовой о семье и ближайших друзьях Александра
Сергеевича, окружавших его в детстве. Для того, чтобы ребятам было легче
слушать, на экране появлялись портреты людей, о которых шла речь – Сергея
Львовича и Надежды Осиповны Пушкиной, Марии Алексеевны Ганнибал, Ольги и Льва
Пушкиных, Василия Львовича Пушкина, няни Арины Родионовны Яковлевой и ближайших
друзей-лицеистов: Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера и
Константина Данзаса. О каждом из них прозвучал отдельный рассказ, о каждом было
сказано несколько добрых слов. Разговор о детстве поэта шёл не всегда по
намеченным «лекалам», иногда он уходил в сторону, если чувствовалось, что дети
чего-то не понимают или не знаю. Так прозвучала информация о крепостном праве в
России, когда речь шла об Арине Родионовне и Никите Козлове. Марина Николаевна
старалась рассказать как можно больше
эпизодов из жизни Пушкина. Когда веселье вызвало лицейское прозвище
Кюхельбекера – «Кюхля», она предложила угадать, а какое прозвище было у
Пушкина. Ребята с места предлагали свои варианты, обыгрывая фамилию поэта, и
очень удивились, что у него были два прозвища совершенно не связанные с
фамилией – Француз и Обезьяна.
Описав отношения Пушкина с няней,
М. Н. Урусова отметила, что большая часть услышанного от неё была переложена
поэтом для его сказок. И предложила детям поиграть. Игра «Что за прелесть эти
сказки!» шла оживлённо. Дети кричали с места ответы, и восторженно или
разочаровано реагировали на показ отрывков из мультфильмов и фильмов, в которых
содержался правильный ответ. В конце игры ведущая с удовольствием отметила, что
они неплохо знают творчество Александра Сергеевича. Во всяком случае, у них не
вызвали затруднения вопросы по сюжету «Руслана и Людмилы», «Сказки о золотой
рыбке», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и его работнике Балде» и
«Сказки о мёртвой царевне и семи
богатырях». Самой проблемной оказалась «Сказка о золотом петушке»,
вопросы из которой вызвали серьёзные затруднения. Голоса разделились поровну,
когда ребята гадали что именно затребовал мудрец с царя Додона за петушка, и…
все голоса были отданы за версию о трёх сыновьях Додона. Отчего-то они были
уверены, что сыновей у царя было трое – как во всех русских сказках, и удивились не досчитавшись
одного при показе ответа.
После весёлой игры с мульт- и
кино-фрагментами речь зашла о ещё одном таланте Александра Сергеевича –
художественном. А после этого вступления перешли к следующей игре, которая
называлась «Пушкин или Рушева?» Ребятам было предложено угадать рисунки поэта,
отделив их от рисунков Нади Рушевой, которая, как отмечают искусствоведы, ближе
всего по художественной технике к А. С. Пушкину. Игра так увлекла всех, что в
неё включились и сопровождавшие детей взрослые.
В завершение встречи ребята
посмотрели клип на песню Л. В. Кузьмичевой «Здравствуйте, Пушкин!» Прощаясь с
ребятами, Марина Николаевна предложила им каждый раз, когда будут открывать
книгу со стихами или прозой Пушкина повторять это приветствие «Здравствуйте,
Александр Сергеевич!», потому что сказать этому поэту «до свидания» невозможно
– он входит в нашу жизнь в детстве и остаётся с нами до самой смерти.
Дети и сопровождавшие их взрослые
поблагодарили за познавательный час и весёлые игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий