пятница, 5 апреля 2019 г.

Литература длиною в жизнь. Николай Васильевич Гоголь



«Литература заняла всю жизнь» - так называется обзор материалов книжной выставки, посвященный 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, русского прозаика, драматурга, поэта, критика, публициста, который прошёл 4 апреля на абонементе библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова. 
Обзор начался с произведений писателя.
В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него вошли «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Со страниц его произведений встают живые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Свежесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гоголевские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.
В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести, написанные в романтическом стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В «Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах которых вместо благородных гражданских чувств жили непомерно мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. 

И совершенно в другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в которой отображена целая эпоха в национально-освободительной борьбе украинского народа, его братская дружба с великим русским народом. Перед написанием повести Гоголь много работал над изучением исторических документов о народных восстаниях.
Вслед за сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабески», где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести — «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска», «Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу».
В 1835 году Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в которой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была поставлена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Николай Васильевич надолго уезжает за границу.
Там он упорно работает над поэмой «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я чужому,- писал он из-за границы.- Непреодолимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня».
В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное творение жизни Истинное значение «Мертвых душ» раскрыл великий русский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой молнии, назвал «истинно патриотическим» произведением.
Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. «Те же чиновники,- говорил Белинский, — только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов.
В обзоре литературоведческих статей и  монографий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя, даны наиболее интересные работы литературоведов.
Ю.В. Манна, перу которого принадлежит книга «Смелость изобретения», которая раскрывает черты художественного мира Гоголя, его творческие особенности: гоголевская ирония, построение сюжета, обрисовка персонажей.
Золотусский И.П. «Поэзия прозы». Автор – известный критик и исследователь Гоголя. Своими статьями критик как бы приглашает по-новому посмотреть на героев гоголевских произведений, приглашает читателя как бы  к спору. Литературоведческие работы  Докусова  А.М. и  Марковича В. М. посвящены анализу конкретных произведений великого писателя: комедии «Ревизор»,  «Петербургские повести».
Особую ценность представляют книги: «Гоголь в Москва» Н. Молевой, Ю.Манна «Гоголь-завершение пути» и книга «Гоголевский вечер в школе». Эти книги – глубокие филологические исследованияю Они интересны как просто любителям творчества писателя, так и учителям, которые изучают его творчество с детьми в школе. Книги были рекомендованы читателям библиотеки для знакомства и прочтения.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий