«Литература
заняла всю жизнь» - так называется обзор материалов книжной выставки,
посвященный 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, русского прозаика, драматурга, поэта,
критика, публициста, который прошёл 4 апреля на абонементе библиотеки-филиала №
17 им. М. А. Шолохова.
Обзор начался с
произведений писателя.
В 1831 году
выходит первый сборник его повестей и рассказов «Вечера на хуторе близ
Диканьки». В него вошли «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или
Утопленница», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед
Рождеством». Со страниц его произведений встают живые характеры веселых
украинских парубков и дивчат. Свежесть и чистота любви, дружбы, товарищества
являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на
основе фольклорных, сказочных источников, гоголевские повести и рассказы
воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.
В 1835 году
выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести,
написанные в романтическом стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»,
«Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В
«Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса
крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам
и ссорам, в сердцах которых вместо благородных гражданских чувств жили
непомерно мелкая зависть, своекорыстие, цинизм.
И совершенно в
другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в которой отображена
целая эпоха в национально-освободительной борьбе украинского народа, его
братская дружба с великим русским народом. Перед написанием повести Гоголь
много работал над изучением исторических документов о народных восстаниях.
Вслед за
сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабески», где были помещены его статьи по
вопросам литературы, истории, живописи и три повести — «Невский проспект»,
«Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска»,
«Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу».
В 1835 году
Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в которой он, по собственному признанию,
смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним
разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — «На зеркало неча пенять, коли
рожа крива» — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса
была поставлена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих
Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь
якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в
1836 году Николай Васильевич надолго уезжает за границу.
Там он упорно
работает над поэмой «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я
чужому,- писал он из-за границы.- Непреодолимою цепью прикован я к своему, и
бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я
небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня».
В 1841 году
Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю
удалось напечатать главное творение жизни Истинное значение «Мертвых душ»
раскрыл великий русский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой
молнии, назвал «истинно патриотическим» произведением.
Значение
творчества Гоголя огромно, и не только для России. «Те же чиновники,- говорил
Белинский, — только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают
мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь
подтвердила правоту этих слов.
В обзоре
литературоведческих статей и монографий, посвященных творчеству Н.В.
Гоголя, даны наиболее интересные работы литературоведов.
Ю.В. Манна, перу которого принадлежит
книга «Смелость изобретения», которая раскрывает черты художественного мира
Гоголя, его творческие особенности: гоголевская ирония, построение сюжета,
обрисовка персонажей.
Золотусский
И.П. «Поэзия прозы». Автор – известный критик и исследователь Гоголя. Своими
статьями критик как бы приглашает по-новому посмотреть на героев гоголевских
произведений, приглашает читателя как бы
к спору. Литературоведческие работы
Докусова А.М. и Марковича В. М. посвящены анализу конкретных
произведений великого писателя: комедии «Ревизор», «Петербургские повести».
Особую
ценность представляют книги: «Гоголь в Москва» Н. Молевой, Ю.Манна
«Гоголь-завершение пути» и книга «Гоголевский вечер в школе». Эти книги –
глубокие филологические исследованияю Они интересны как просто любителям
творчества писателя, так и учителям, которые изучают его творчество с детьми в
школе. Книги были рекомендованы читателям библиотеки для знакомства и
прочтения.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий