В 2017 году исполняется 70 лет со
дня выхода в свет сборника «Весёлые рассказы» Николая Николаевича Носова.
Отметить этот юбилей 14 июля в
10.30 часов в библиотеку-филиал № 17 им. М. А. Шолохова пришли ребята из отряда
«Планета «Здоровейка» летнего лагеря МОУ СОШ № 56.
Громкие чтения назывались
«Фантазёры и затейники» - по названиям двух первых рассказов Николая Носова.
Начались они с биографии автора,
которую рассказала ребятам библиограф М. Н. Урусова. Для того, чтобы детям был
понятен рассказ, он сопровождался показом электронной презентации «Николай
Николаевич Носов», в которую были включены фотографии родителей писателя –
Николая Петровича и Варвары Петровны, его детские и взрослые фотографии,
фотографии со встреч с детьми, фотографии с внуком Игорем.
Некоторые факты из биографии
писателя показались слушателям интересными, они внимательно слушали о том, что
у маленького Коли Носова дома на чердаке была своя химическая лаборатория, о
том, что он увлекся фотографией и благодаря ей стал не химиком, а режиссёром,
постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов. Внимательнее всего
ребята слушали рассказ о том, как на студию, где работал Носов, привезли
английский танк, об управлении которым надо было снять фильм для бойцов Красной
Армии, и этот танк внезапно «сломался», о том, как Николай Николаевич неделю
ездил рядом с механиком-водителем и заметил, что он каждый раз повторяет одну и
ту же ошибку, и после этого танк вдруг «починился». За работу по созданию
учебных фильмов Николай Носов ещё в 1938 году был награждён орденом Красного
Знамени.
Улыбки вызвало сообщение, что
становиться писателем Носов не планировал, просто рассказывал истории сынишке,
а потом решил их записать. Так появились «Фантазёры», «Живая шляпа»,
«Затейники» и другие рассказы.
Марина Николаевна перечислила
самые важные книги в творчестве Николая Носова – «Витя Малеев в школе и дома»,
«Дневник Коли Синицына», «Весёлая семейка». За повесть «Витя Малеев в школе и
дома» Николай Носов был удостоен Сталинской премии, но окончательно сердца
ребятишек завоевали не эти его серьёзные книги, а истории про Незнайку и его
друзей.
Ребята посмотрели электронную
презентацию «Добрые книги Николая Носова», в которой были использованы обложки
книг, выходивших в разное время и элементы мультипликации.
От рассказа о писателе и его
книгах разговор перешёл к рассказу о читателях первых книг Носова и времени, в
котором они жили.
- Когда сейчас читаешь некоторые
рассказы, непонятно – почему Мишка не позвонил маме, чтобы узнать, как варить
кашу, и не посмотрел это в Интернете, - начала разговор о времени написания
рассказов Марина Николаевна.
- Тогда ещё сотовых телефонов не
было! – закричали из зала.
Оказалось, что кое-что о жизни своих
бабушек и дедушек «когда они были маленькими», ребята знают. Но фотографии
старых игрушек, школьной формы, телефонной будки, аппарата с газированной водой
и т. п. «раритетами», которые были показаны в электронной презентации «Время
Николая Носова», вызвали интерес, заставили задуматься о том, как жилось
когда-то детям. Марина Николаевна подготовила ещё один сюрприз – принесла «3D 1960-начала 1970-х годов»
(шар с фотографией внутри) и грампластинки, объяснив, что раньше слушали радио
и магнитолы, на которые ставили пластинки, а самый ценный шар с фотографиями
был тот, в который можно было вставлять разные слайды.
На последних слайдах презентации,
посвящённой первым читателям Николая Носова,
были фотографии и открытки с читающими взрослыми и детьми. Ребята
узнали, что раньше лучшим подарком считалась книга, и дети даже хвалились друг
перед другом кому больше подарили на день рожденья книг. М. Н. Урусова обратила
их внимание на стол с книгами, объяснив, что представленная на нём серия книг
«Библиотека мировой литературы для детей», когда-то была предметом желания юных
читателей.
Поговорив о писателе и его
читателях, участники перешли к громкому чтению отрывков из рассказов Николая
Носова «Дружок» и «Огородники».
- А вы хотите поиграть в те игры,
в которые играли ваши бабушки и дедушки? – спросила ребят М. Н. Урусова. –
Тогда объясняю правила игры.
И показала отрывок из фильма
«Фантазёры», чтобы стало понятно, как развлекали друг друга дети в прошлом.
Участвовать в игре вызвалось
четыре человека, которые из пакета, приготовленного ведущей, вынимали
какой-нибудь предмет (книжку-малышку, ёлочную игрушку «звёздочку», крошечные
фигурки коня и деда с бабкой) и придумывали про него невероятную историю. Из
зала задавали уточняющие вопросы, пытаясь понять, почему летом не растаял лёд,
какое отношение кошки имеют к книжкам, что невероятного в том, что дед с бабкой
взяли жить к себе кошку, как они забрались на дерево и т. д. Игра понравилась,
и ребята попросили повторить её. В результате каждый из игроков вытаскивал по
два-три предмета и к каждому придумывал историю. Кто-то рассказывал тихо,
кто-то громко, кто-то сопровождал рассказ жестикуляцией и мимикой. Одного из
участников Марина Николаевна попросила громко назвать своё имя и фамилию, потом
повторить ещё громче, а потом обратилась к залу:
- Познакомьтесь – будущий
писатель-фантаст или сказочник.
В завершение встречи ведущая
напомнила, что фантазия – вещь хорошая, но главное не заигрываться, ведь
главное правило игры в фантазёров – чтобы история не причиняла вреда
окружающим. И предложила посмотреть, что бывает, если нарушить правила, на
примере мультфильма по рассказу Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса».
Завершилась встреча
благодарностью от детей и воспитателей за полезную информацию и приятно
проведённое время.
В этот же день в 16.30 громкие чтения прошли во второй раз –
для ребят этого же школьного лагеря – из отрядов «Айболит», «Витаминки» и
«Улыбка».
Первоклашки оказались более
заинтересованными зрителями и слушателями, чем ребята из старшего отряда. Они с
интересом смотрели презентации и слушали рассказ о Николае Николаевиче Носове.
И оказались более лёгкими на подъём – играть вышло 10 человек, которые
рассказали 10 невероятных историй про свалившуюся на голову звезду, принца на белом
коне, которого встретили в деревне, лягушек, исполняющих желание, злую кусачую
кошку и многое-многое-многое другое.
Со смехом слушали они отрывки из рассказов
Носова и смотрели мультфильм про Бобика и Барбоса, по очереди смотрели в шар с
фотографией и задавали много вопросов про то время, когда их бабушки и
прабабушки были детьми.
Громкие чтения понравились и
ребятам, и воспитателям. После завершения мероприятия дети обступили выставку с
книгами и ведущую – листали книги, задавали вопросы, просили ещё раз посмотреть
в шар, пока воспитатели не увели их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий