В феврале 2017
года исполнилось 70 лет с момента публикации в газете «Правда» рассказа М. А.
Шолохова «Судьба человека». Это произведение, небольшое по объёму, не уступает
по своей силе романам великого донского писателя. Литературоведы определяют его
жанр как «рассказ-эпопея».
11 марта на вечер-диалог, посвящённый
юбилею рассказа «Уж не приснилась ли мне
моя нескладная жизнь», пришли сначала учащиеся 5, 6 и 7 классов гимназии №
10, а потом и учащиеся 8 и 10 классов этой же школы. Дважды в этот день речь
шла о рассказе М. А. Шолохова. С каждой возрастной группой разговор шёл на
уровне их понимания произведения. Со старшими ребятами он был более глубоким и
насыщенным, для младших приходилось упрощать рассказ и больше обращать внимание
на эмоциональный фон произведения.
Начинались
встречи с рассказа о жизни Михаила Александровича Шолохова.
Библиограф М.
Н. Урусова остановилась на детстве и юности писателя, обратив внимание на тот
факт, что до 8 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов и считался казачьим
сыном, и только после смерти первого мужа матери был усыновлён родным отцом и
стал Шолоховым. Первые годы жизни на ребёнке стояло клеймо «незаконнорожденный»
и прозвище «нахалёнок», поэтому его детство сильно отличалось от детства других
детей – он рано вошёл в мир, в котором нужно было уметь ладить с людьми,
предугадывать их намерения, беречься от обид и синяков. Но и после
воссоединения семьи Мише не пришлось жить так, как жили соседские мальчишки. С
10 до 14 лет – во время учёбы в гимназии - он проживал и столовался у чужих
людей, с которыми важно было наладить отношения. Всё это заставляло мальчика
заниматься наблюдениями, вникать в психологию окружающих. В 14 лет он
отправился учительствовать в соседний хутор, где обучал грамоте людей
значительно старше себя. В 15 лет пошёл работать в Продкомиссариат и начал
ездить с продразвёрсткой по станицам и хуторам. Поэтому говорить о том, что он
был «слишком молод» для написания такого серьёзного произведения, как роман-эпопея
«Тихий Дон», подозревая писателя в плагиате - несправедливо. 11 лет учёбы и
«комиссарствования» дали Шолохову такой заряд, столько наблюдений за людьми,
что к 21 году он уже обладал тем же жизненным опытом, который другие
приобретали только к 30-40 годам. А недостаток информации восполнял при помощи
архивов и бесед с живыми участниками событий.
На встрече с
ребятами речь шла о взаимоотношении писателя со Сталиным и Хрущевым, о романах
«Тихий Дон», «Поднятая целина» и «Они сражались за родину». Ребята посмотрели
видеоклип о военной биографии Шолохова. М. Н. Урусова дополнила эту часть
биографии писателя, рассказав о его участии в Сталинградской битве (походе на
позиции бойцов дивизии Родимцева, куда пришлось пробираться ползком, о встрече
с отцом и сыном-сибиряками) о том, что очерк «Наука ненависти» писался в
Николаеве и т. п.
Марина
Николаевна вкратце описала историю создания рассказа, который возник после
встречи Шолохова на охоте с солдатом, чья история так потрясла писателя, что он
решил обязательно рассказать о ней в литературном произведении. Она предложила
посмотреть фотографии Михаила Александровича в том костюме, в котором он ходил
на охоту, обратив внимание, что в таком виде его легко было принять за шофёра,
за колхозника, за кого угодно. Главное, что угадывалось в нём – простота,
похожесть на того солдата, что встретился ему на пути. Отсюда и большое доверие
к писателю, благодаря которому мир узнал о судьбе русского солдата Андрея
Соколова.
Раскрывая
содержание рассказа М. Н. Урусова говорила о «предшественниках» Шолохова – тех
людях, которые затрагивали какие-то темы в этом маленьком по объёму, но очень
ёмком по содержанию рассказе. Особенно много было сказано о теме «сиротства»
людей пожилых, тех, кому впору уже нянчить внучат, а война лишила их всего и
заставила начинать жизнь сначала. Прозвучал отрывок из главы поэмы «Василий
Тёркин» Александра Твардовского «О солдате-сироте», ребята получили возможность
посмотреть клип на песню М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», видеорядом
к которому служили кадры из фильма «Судьба человека».
Ведущая
обратила внимание на раскрытие темы русского характера, особенно ярко
проявившейся в противостоянии Андрея Соколова начальнику концлагеря Мюллеру,
зачитав этот отрывок из рассказа. Она снова вспомнила Твардовского и его строки
про то, что «…как закон велит бойцу, смерть встречай лицом к лицу. И хотя бы
плюнь ей в морду, если всё пришло к концу». Конечно, прозвучала информация о
том, что рассказ «Судьба человека» привязан к волгоградской земле, ведь именно
здесь, у нас, в нашем Урюпинске возле чайной и произошла первая встреча Андрея
Соколова с его «новым сынишкой» Ванюшкой. Она отметила, что в этом небольшом
рассказе огромное количество тем – это и тема христианства, потому что Андрея
Соколова можно сравнить с праведником (несмотря на то, что он человек не
верующий и нарушает заповедь «Не убий»); это и тема создания образа врага
(пожалуй, впервые в литературе появился образ немца, способного на какое-то благородство,
и очень нескоро этот литературный приём повторил Сергей Смирнов в своей
«Брестской крепости»); это и тема раскрытия истории страны через жизнь и судьбу
одного-единственного человека (главный герой – ровесник века и все события,
происходящие в стране, прошли и через него)…
От обсуждения
рассказа-эпопеи плавно перешли к экранизации этого произведения, и ребята
получили возможность увидеть трейлер фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
Завершая
встречу Марина Николаевна посоветовала обязательно прочитать рассказ Михаила
Александровича Шолохова «Судьба человека». Прочитать не для программы, а для
себя – для своей жизни, потому что в жизни каждого человека обязательно
встречается хоть один Андрей Соколов, потому что судьба иногда очень жестоко обходится
с людьми, посылая им землетрясения, наводнения, теракты, отбирающие у них
близких людей, заставляющие начинать жизнь «с нуля». И важно суметь разглядеть
и понять таких людей, чтобы не увеличивать той душевной раны, с которой им
предстоит ещё жить.
Ребята и
преподаватели благодарили за интересную встречу, за полезную информацию.
Преподаватели литературы 5-7 классов отмечали, что вечер-диалог заполнил
некоторые пробелы по школьной программе, что хотелось бы, чтобы ребята больше
узнавали что-то интересное о литературных шедеврах. Особенно о таких как этот
рассказ М. А. Шолохова.
Благодарность
прозвучала и от преподавателей старших классов, поскольку они получили важную
информацию не только по литературе, но и по истории России - при разборе
произведений Шолохова были даны справки о том, что такое расказачивание, с
какими трудностями и перегибами шла коллективизация, что означало для человека
нахождение на оккупированной территории или в плену во время Великой
Отечественной войны и многое другое.
Марина Николаевна Урусова
пригласила старшеклассников на следующую встречу, которую готовит библиотека
для своих читателей, посвящённую юбилею публикации романа «Поднятая целина».
Преподаватели проявили большой интерес к этому мероприятию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий