100-летний юбилей
двух русских революций – одно из обсуждаемых событий в среде наших читателей. Неудивительно
поэтому, что они выразили желание узнать о событиях 1917 года больше, чем это
было им известно ранее.
22 февраля в читальном зале библиотеки
прошёл урок истории «для взрослых», который назывался «Падение короны Российской империи».
Началась
встреча с клипа «Прощание с армией» на песню в исполнении Жанны Бичевской, в котором
звучала запись с парада по случаю удачных учений с голосом последнего
российского императора - Николая II.
После этого
библиограф М. Н. Урусова рассказала о событиях 23-27 февраля 1917 года, когда в
Петрограде начались «хлебные бунты», инициированные женщинами. Зрители узнали о
том, что в это самое время царь отправился в ставку, где его ждал генерал
Алексеев, и этим заслужил порицание многих историков, считающих, что его долгом
было решение проблем в Петрограде. Сам государь в это время не придавал
значения начавшимся беспорядкам, воспринимая их как незначительное событие.
Такого же мнения придерживалась и государыня-императрица, которая считала
безобразным поведение народа, требующего хлеба, как будто его не достаёт.
Следует признать, что хлеб в Петрограде был, и настоящего голода не
предвиделось. Однако в течение двух-трёх дней события переросли из «хлебного»
бунта в бунт политический, и толпы людей сменили лозунги «Хлеба!» на «Долой
монархию!»
Марина
Николаевна отметила, что современные историки говорят о том, что «Февральскую
революцию никто специально не готовил» и это было проявлением воли народа, что
она произошла стихийно, но сложно представить, что стихийное восстание без
предварительной подготовки может перерасти в революцию. Февральская революция
готовилась десятилетиями – народовольцами, бомбистами, предварялась революцией
1905 года, когда народ ощутил возможность свержения монархии. Только при такой
длительной предварительной подготовке возможна была быстрая «переориентация»
народа на политические лозунги. Немалую роль в этом сыграла личность Николая II, который никак не мог
поладить с представителями разных Дум, постоянно распускал их, и в результате
тормозил необходимые реформы. Жить далее так, как раньше, стало невозможно, и
первая же причина недовольства была использована для свержения самодержавия.
Пользователи
получили возможность узнать о любви Николая II и Александры Фёдоровны, которая также сыграла пагубную роль
для России. Получив больного наследника престола, царь не мог уже полноценно
управлять страной – для него жизнь ребёнка была дороже трона. Пользователям был
показан клип «Николай и Александра». Невозможно было, рассказывая о событиях
Февральской революции, обойти вниманием Григория Распутина, который стал одной
из причин недовольства императорской семьёй и косвенно послужил причиной
свержения монархии в России.
Свой рассказ
ведущая сопровождала показом слайдов с портретами основных действующих лиц. По
ходу рассказа на экране телевизора появлялись фотографии лиц, к которым за один
день 27 марта переходила власть - государя императора Николая II и царевича Алексея, Великого князя
Михаила Александровича. Было сказано о судьбе каждого из них после этих событий
– жизнь всех троих оборвалась в июле-ноябре 1918 года.
Рассказ о
периоде двоевластия сосредоточился вокруг главных действующих лиц – первого
главы Временного правительства Г. Е. Львова и последнего главы А. Ф.
Керенского, фигуры главнокомандующего войсками России – Л. Г. Корнилова
(который арестовал Александру Фёдоровну с царевнами). Прозвучала запись интервью, А. Ф. Керенского бельгийским средствам массовой информации, из которого
стало ясно, что было проделано Временным правительством за период с марта по
октябрь 1917 года. Зрителям были показаны фотографии заседания Петроградского
Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, фотографии первого
исполнительного комитета Петросовета, а также клип, посвящённый первому приказу
Совета о создании комитетов в частях Петроградского гарнизона,
распространившийся затем по всем частям Российской армии и дестабилизировавший
обстановку на фронте. Он отдавал полную власть комитетам, что делало
невозможным командование армией со стороны офицеров.
В завершении
урока истории М. Н. Урусова рассказала о публикациях из фонда библиотеки,
посвящённых Февральской революции часть из которых посвящена биографиям политических
деятелей, другая описывает влияние Февральской революции на отдельные группы
населения, о том, как её встречали в провинции и т. д.
Пользователи
задавали вопросы, с интересом вспоминали то, что учили когда-то в школе на
уроках истории, добавляли факты и подробности. Они благодарили за возможность
узнать что-то новое об истории страны, получить более «объёмное» представление
о событиях Февральской революции, отмечали важность проведения таких
мероприятий для юношеской и «взрослой» аудитории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий