В 1962 году (60 лет назад) вышел в свет роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».
Экспериментатор, психоделический гуру и «крестный
отец» хиппи Кен Кизи, работая санитаром в психиатрической клинике, написал одну
из самых знаковых книг XX века — «Пролетая над гнездом кукушки». Описанный
в романе бунт пациента-симулянта против деспотичной системы стал
предвестником антипсихиатрического движения, получившего распространение
в США и по всему миру.
Освободительная миссия Кена Кизи началась в 1960 году в южных окрестностях Сан-Франциско. В то время он обучался на литературных курсах Стэнфордского университета и подрабатывал ночным санитаром в психиатрической лечебнице Menlo Park Veterans' Hospital. Сосед Кена — студент психфака Стэнфорда Вик Ловелл — предложил будущему писателю принять участие в секретном исследовании психоактивных препаратов с целью манипуляции поведением человека, которое спонсировало ЦРУ.
Мы не знаем подробностей этого эксперимента, но очевидно, что, помимо богатого психоделического опыта, Кен Кизи вынес из него массу ценных наблюдений за бытом и нравами пациентов и персонала больницы — особенно когда обнаружил, что его ключ подходит к замку кабинета главврача, где хранились препараты. Кизи часто беседовал с обитателями больницы и постепенно приходил к выводу, что их болезни были мнимыми — общество просто отвергало любые нестандартные формы мышления и поведения, клеймило их как патологию и стремилось исторгнуть нетипичных индивидуумов из своих рядов. Преломив эти наблюдения через свою богатую фантазию, литературное дарование и изрядные дозы ЛСД и мескалина, Кизи разродился своим главным детищем — романом «Полет над гнездом кукушки».
История о психиатрической больнице, управляемой
деспотичной старшей медсестрой, стала символом борьбы человека против жесткой
системы, хлесткой метафорой американского общества, порабощенного репрессивным
государством. Вышедший в 1962 году роман моментально стал бестселлером
и был с шумом поставлен на Бродвее, принеся своему создателю
славу и, что немаловажно, финансовую независимость. Кизи обзавелся бревенчатым
домом в Ла Хонде и с удвоенной силой принялся экспериментировать с «кислотой» в
компании единомышленников. Сеансы приема ЛСД проходили под соответствующую
музыку (Кизи особенно любил группу Grateful Dead), со световыми эффектами
и декорациями и именовались «Кислотными тестами».
Через некоторое время «путешествия без передвижения»
решено было превратить в настоящее путешествие. В 1964 году соратники Кизи —
ватага хиппи, назвавшая себя «Веселые проказники» (Merry Pranksters) — нашли
старый школьный автобус, раскрасили его в психоделические цвета, нагрузили
оборудованием, костюмами и веществами и отправились в Нью-Йорк с целью
посетить Мировую Ярмарку. Это путешествие было весьма подробно и правдоподобно
описано присоединившимся к ним писателем Томом Вулфом в книге
«Электропрохладительный кислотный тест».
Приключения Кизи и «Проказников» включали в себя
знакомство с байкерской бандой «Ангелы Ада», выступления на антивоенном
митинге, публичную пропаганду психоделического самопознания
и преследования со стороны полиции — причем все фиксировалось
на 16-мм пленку. Вернувшись в Ла Хонду, Кизи и товарищи
собрались заняться монтажом отснятого материала. Но прекрасным апрельским
днем 1965 года в дом Кизи ворвалась полиция — 17 помощников шерифа
и федеральный агент из отдела по борьбе с наркотиками со
служебной собакой. Кизи предстал перед судом по обвинению
в хранении марихуаны, но после выплаты залога не стал дожидаться
суда, инсценировал свою смерть и убежал в Мексику. Вернувшись
в 1966 году, он все же вынужден был предстать перед судом
и отсидеть полгода за хранение марихуаны — с максимальной
пользой для мировой культуры. Во время отсидки он старательно записывал
свои мысли и увлеченно рисовал, а его товарищ по камере Пейдж Браунинг
тайком передавал альбомы с рисунками и изречениями
на волю, пряча их в порножурналах. После отсидки Кизи перебрался
на отдаленную ферму, где до конца земного пути посвятил себя семейной
жизни, земледелию и литературе — преимущественно эссе и пьесам, ни
одна из которых не произвела эффекта, сравнимого с «Полетом
над гнездом кукушки».
Роман назвали «бунтом против правил» и «ревом
протеста» — он пришелся на время зарождения психоделической революции
и начала движения хиппи, пропагандировавших свободу от любых ограничений.
«Пролетая над гнездом кукушки» также стал предвестником
антипсихиатрического движения в США. После выхода книги архаичные методы
лечения — в частности, электрошок, лоботомия и злоупотребление
медикаментами — перестали быть нормой. Тысячи пациентов по всей
Америке покидали психиатрические лечебницы и с переменным успехом
встраивались в обычную жизнь, а медицинские практики становились более
гуманными. Были разработаны новые виды препаратов, позволявшие людям
с психическими отклонениями лечиться без госпитализации,
на дому, а психиатрические учреждения перестали напоминать тюрьмы
для безумцев.
В 1963 году президент Кеннеди инициировал
принятие «Акта
о психическом здоровье», согласно которому психиатрические
учреждения переходили из государственного ведения в общественное, а
их пациенты могли вести полноценную жизнь, не подвергаясь лишению свободы.
В
60-е — 70-е годы «Антипсихиатрическое движение» развернулось в полную силу
под воздействием идей американского психиатра Томаса Саса, который
считал психическое заболевание мифическим и был видным критиком
использования медицины с целью социального контроля в современном
обществе, — Кен Кизи, кстати, был увлечен его книгами и состоял
с ним переписке. Также существенное влияние оказали работы
шотландского психиатра Рональда Дэвида Лэйнга и француза Мишеля Фуко
о власти и карательной медицине: «История безумия
в классическую эпоху» (1961) и «Рождение клиники: Археология
врачебного взгляда» (1963).
Наиболее
радикальные представители «Антипсихиатирического движения» — например, Mental
Patient Liberation Front (Фронт освобождения психических пациентов) — вообще
отрицают концепцию «психического заболевания» и требуют считать любое
отклонение особенностью психики, а не патологией, а также запретить
принудительную госпитализацию людей с умственными отклонениями.
В
1975 году, вскоре после выхода фильма Формана, Церковный комитет
Конгресса под личным контролем президента Форда начал расследование
проекта MKUltra — того самого, в котором Кизи принял участие
в качестве подопытного животного. Выяснилось,
что MKUltra (изначально — проект «Артишок») был задуман как
масштабная программа по изучению контроля над личностью и техник
допроса. В рамках проекта отдел научной разведки ЦРУ продолжал чудовищные
эксперименты нацистов, с привлечением арестованных в ходе войны
специалистов Третьего рейха, которые начали свои зверские опыты еще
в лагере Дахау. В числе мер воздействия на подопытных (зачастую
военнопленных, наряду с нанятыми добровольцами) американские
экспериментаторы вслед за нацистами использовали наркотики, электрошок,
гипноз, сексуальное притеснение, изоляцию и другие формы пыток.
В 50-х — 60-х годах, в условиях антикоммунистической паранойи, ЦРУ
действовало абсолютно свободно и безнаказанно.
В
1973 году проект был свернут, а его документация уничтожена. В ходе
расследования «Комиссии Рокфеллера» выяснилось, что один из научных
руководителей проекта — биохимик Фрэнк Олсон — был убит в 1953 году.
Убийство, в соответствии с чьей-то мрачной фантазией, было
осуществлено сверхсильной дозой ЛСД, которая предположительно заставила
обезумевшего Олсона выброситься из окна
10 этажа. Правительство выплатило его родственникам $750
тысяч долларов в обмен на отказ от претензий и не
проявило инициативы углубляться в расследование.
Итоги
антипсихиатрической революции сегодня легко увидеть, просто выйдя на улицу
любого американского мегаполиса. Обилие эксцентричных уличных проповедников,
безумных нищих, кликуш и психопатов всех видов поражают воображение любого
приезжего. Леволиберальная политика отказа от госпитализации уже
давно подвергается критике со стороны консервативных психиатров:
недостаток инфраструктуры для ухода за психически больными вне
специальных учреждений привел к катастрофическому росту числа бездомных
и общей деградации психиатрической медицины.
Для тысяч психически нездоровых людей единственной альтернативой больничной палате оказалась коробка на тротуаре. Такова цена свободы — и именно ее, по замыслу Кена Кизи, выбирает главный герой «Полета над гнездом кукушки», огромный индеец Вождь.
Источник:
Как Кен Кизи и его роман «Пролетая над гнездом кукушки»
изменили сознание американцев // Правила жизни [Электронный ресурс]. – 2021. –
Режим доступа : https://www.pravilamag.ru/hero/130812-kak-ken-kizi-i-ego-roman-proletaya-nad-gnezdom-kukushki-izmenili-soznanie-amerikancev/
Комментариев нет:
Отправить комментарий