пятница, 25 марта 2022 г.

«На пути к славе». Орест Кипренский

 24 марта 1782 года (240 лет назад) родился русский художник, график и живописец, мастер портрета Орест Адамович Кипренский.

В день рождения великого художника на абонементе библиотеки посетителям была показана слайд-презентация «На пути к славе. 240 лет со дня рождения О. А. Кипренского», сопровождавшаяся рассказом о русском гении. Презентацию демонстрировала ведущий библиотекарь Г. В. Рязанова.

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (позднее — Ямбургского уезда, ныне — деревня Нежново Кингисеппского района Ленинградской области).

По документам был записан в семью  крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе. Получив вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Его учителями были Г. Угрюмов и  Д. Левицкий. Награждался медалями за успешные работы: малая серебряная (1800), большая серебряная (1801); две малые золотые медали (1802): одну — за программу «Юпитер и Меркурий посещают  Филемона и Бавкиду» и вторую — за эскиз памятника. Получил большую золотую медаль по задаче: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья и прочие воины находят его в роще при последнем почти дыхании» (1805).

Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803) и был оставлен при Академии в качестве пансионера.

Получил звание академика (1812) за портреты: Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского; Лейб-гусарского полковника Давыдова; Шталмейстера князя Гагарина; Портрет А И. Кусова. Назначен советником Императорской Академии художеств (1815). Профессор 2-й степени Академии художеств (1830).

Жил в Москве (1809—1811), Твери во дворце принцессы Анны Павловны, дочери Павла I (1811—1812), Петербурге (до 1809, 1812—1816, 1823—1828), а в 1816—1822 годах и с 1828 года по 1836 год— в Риме и Неаполе. Путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822—1823). Приехав в Италию, брал в Болонье  уроки перспективы у Анжело Тозелли.

В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи,  музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.

С семьёй Фалькуччи связана история, наложившая отпечаток на судьбу художника. Анна-Мария Фалькуччи (род. около 1812) была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. «Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый.  Через несколько дней в городской больнице  „Санта-Спирито“ умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».

Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты. «В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошёл и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу».

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от  воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 года. Его авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств имени И. Е. Репина Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.

О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта. В 1809 году Кипренский создаёт «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815) в коллекции музея Института русской литературы Российской академии наук (Санкт-Петербург), В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу. На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

 

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Похоронен Орест Кипренский в церкви Сант Андреа Дела Фратте в Риме. На доске между опрокинутыми факелами – латинская надпись, которая начинается словами: «В честь и память Ореста Кипренского, славнейшего среди российских художников, профессора Петербургской Академии художеств и советника Неаполитанской академии».

 

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий