Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова присоединяется к онлайн-марафону ВМУК "ЦСГБ" "Масленичные истории"!
Разгуляй ты, Разгуляй!
Четвёртый день Масленичной недели
имеет множество названий. Он и Чистый Четверг, и Разгуляй, и Широкая Масленица!
С утра наши предки шли в баню и смывали с себя старые грехи, в некоторых населённых пунктах с утра посещали могилы предков, затем мирились (если с кем-то были в ссоре и раздоре), и только после этого – во второй половине дня начинали праздновать от всей широты русской души.
К Разгуляю готовились заранее – на главной площади села или деревни строили снежный городок, качели и карусели, ставили столбы на которые вешались «призы» для смелых и удалых, способных добраться до самого верха, запасали дрова для костров…
На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади — три дня, впереди — три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
На Разгуляй молодоженов сажали в сани и спускали с горы, заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался — сталкивали в снег и засыпали их по самую шею.
И дети, и взрослые весело распевали праздничные шутливые песни и частушки:
Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот –
Открывай пошире рот!
На санях, с высоких горок
Девушки катаются!
Ну а мальчики-обжоры –
Животами маются!
Весело и беззаботно люди катались с горок, отведывали горячие блины, которые пеклись тут же, взрослые распивали перевар – веселящий напиток, изготовленный на основе пива и меда. Неотъемлемым атрибутом этого праздника всегда был огромный самовар, из которого в любое время каждый желающий мог испить вкусного свежего горячего чая. Повсюду игрались всевозможные спектакли. Веселые песни и пляски согревали селян даже в самый лютый мороз, который не редок в эту пору.
Обязательным ритуалом был объезд села/деревни/станицы на конях «по солнцу» (помогая таким образом солнцу, торопя весну). Обычно в сани садились девушки на выданье. Иногда саней и подвод собиралось до десяти и более. В оформлении праздничных «поездов» широко использовалась свадебная символика – дуги оплетались красными кушаками, к ним крепились колокольчики, ленты.
Одним из самых зрелищных представлений в этот день традиционно было взятие снежного городка. Заранее построенную ледяную крепость штурмовала мужская часть населения. Половина мужчин стояла на страже снежного ледового города, половина – пыталась его завоевать.
Особый размах штурм снежного городка получал в казачьих станицах. На главной площади станицы строили не одну, а две снежные крепости (одну для детей, другую для взрослых), стены которых поливали водой – чтобы затруднить задачу штурмующим. На самую высокую точку снежной крепости устанавливали флаг, а рядом садился молодой казак, изображающий турецкого султана – в шапке, обмотанной полотенцами, и восточном халате. И начиналась забава! Игроки так увлекались боем, что порой дело доходило до кровопускания. Как свидетельствуют историки, в результате потешных сражений, молодое поколение казаков получало необходимые навыки для ведения реальных битв.
Зрелище это было не для слабонервных, и всегда заканчивалось грандиозными кулачными боями. Принять участие в этих боях считал для себя честью каждый уважающий себя мужчина.
Обычно сходились на кулачки жители разных концов станицы или хутор на хутор. Начинали драку подростки, бросая шапки, дразня обидными словами. Затем в бой вступали юноши постарше, за ними – взрослые казаки. Дрались лоб в лоб, упавших не били. За соблюдением правил боя тщательно следили старики. Провинившихся наказывали.
Несмотря на вполне реальные телесные повреждения, которые наносили друг другу, никто никогда ни на кого не обижался. Ведь издавна считалось, что гораздо лучше на Разгуляй в кулачном бою выплеснуть всю негативную энергию, скопившуюся за весь год, чем таить в себе злобу и недовольство. По крайней мере, все участники этого действа, дружно обнявшись, и, попросив друг у друга прощения, продолжали совместное празднование с присущей им веселостью и одухотворенностью.
Помимо Разгуляя, четверг величался еще и Колядухой. Ряженые ходили по домам и поздравляли хозяев с наступлением весны. Те в свою очередь должны были пригласить гостей к столу. Угощение должно быть разнообразным и обильным, считалось, что экономия или жадность в эти дни станут причиной бедности.
Блинов хозяйки пекли много, так как по поверью от количества блинов на масленицу зависела удача и богатство в новом году.
Донские казаки в прошлом и настоящем / под общ. ред. Ю. Г. Волкова. – Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та ; ГинГо, 1998. – 504 с.
Рыблова, М. А. Календарные праздники донских казаков / М. А. Рыблова. – Волгоград : Издатель, 2014. – 190 с. : ил.
Тимонин, А. Казачья джигитовка / Александр Тимонин // Казарла. – 2012. - № 3. – С. 20-21.
Шалыгин, В. Мой край родной, казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского / Владимир Шалыгин. – 2-е изд. – Волгоград : Станица-2, 2004. – 368 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий