воскресенье, 1 августа 2021 г.

Ильяс Ташкулов «Маресьевы Первой мировой»

 1 августа отмечается День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. Дата выбрана не случайно – 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, ставшая последней войной Российской империи.

В этот день мы хотим познакомить читателей блога с отрывком из очерка члена ВООО «Союз военных писателей», редактора газеты «Экипаж XXI века» Ильяса Баваевича Ташкулова «Герои эпохи Маресьева». Описывая подвиги безногих лётчиков Великой Отечественной, автор очерка обращает внимание на то, что у них были достойные предшественники.

Александр Николаевич Прокофьев-Северский

Этот человек стал первым в истории России летчиком, летающим без ноги. Управлять «Фарманом» он научился еще в 1914 году, в знаменитой Гатчинской школе. Затем Александра перевели в Севастопольскую, которую окончил 2 июня 1915 года. Этим же летом он начал служить в морской авиации.

Трагедия произошла внезапно. Однажды при посадке, когда самолет Александра возвращался после бомбардировки вражеских кораблей на базу, взорвалась 10-фунтовая фугасная бомба. Её механик держал на коленях. Он погиб, а Прокофьев-Северский получил многочисленные ранения. Правую ногу, увы, лётчику пришлось ампутировать. Приобретя протез, Александр Николаевич научился не только ходить на нём, скрывая свою инвалидность, но и кататься на коньках, играть в теннис, плавать и даже танцевать.

Примечательный факт: произошло это за год до рождения Алексея Мересьева.

Конечно, желание снова вернуться к штурвалу самолета было велико! Александр подаёт рапорт о зачислении его на службу лётчиком-истребителем. Ему отказали. Тогда он самовольно взлетел на строевом самолете и продемонстрировал своё умение летать. после посадки его арестовали и послали служить в наземные войска.

Но лётчик оказался настойчивым. Он добился личного свидания с императором Николаем II. Государь был поражен мужеством пилота, его горячим желанием служить Отчизне, и позволил Александру Николаевичу летать на боевых самолётах.

Через три дня после прибытия в часть он сбил немецкий самолёт, потом ещё два. 10 октября 1917 года Александр Прокофьев-Северский на «Ньюпоре» сбил два самолёта немцев. Всего за время боевых действий он участвовал в 57 воздушных боях и сбил 13 вражеских аэропланов. Награждён орденом Святого Георгия IV степени, Георгиевским оружием и многими другими российскими наградами.

После революции Александр Николаевич – в эмиграции, в США. Здесь он стал авиаконструктором. В 1917 году, будучи ещё в России, Прокофьев-Северский предложил идею дозаправки самолётов в воздухе. В 1921 году в США получил патент на это изобретение. Он был также конструктором летательных аппаратов, в основном гидросамолётов. Александр Николаевич изобрёл самолёт-амфибию. И не только создал новую авиатехнику, но и сам как лётчик-испытатель первым садился за их штурвал и испытывал аппараты в полёте. Скончался в Нью-Йорке в 1974 году.

 

Юрий (Георгий) Владимирович Гильшер

Он был вторым русским лётчиком того периода. И также с протезом ноги водил боевые самолёты. Выпускник Гатчинской школы. В апреле 1916 года попал в авиационную катастрофу. После этого пришлось до колена ампутировать левую ногу. Юрий Владимирович проявил такую силу воли и духа, что уже в ноябре 1916 года вернулся в авиацию. Храбро сражался. Сбил шесть самолётов противника. Представлен к Георгиевскому оружию, получить которое, однако, не успел. 7 июля 1917 года он погиб в воздушном бою над Тернополем. Ему было 23 года.

 

Карпович Валериан Аркадьевич

«Лётчик, поручик. Летая над вражескими позициями, Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей. С раздробленной ногой он сумел на своём самолёте перетянуть линию обороны и сесть у своих. Ему ампутировали ступню, но молодой офицер не пожелал уходить из армии. Он изобрёл протез собственной конструкции. Долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому, к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных лётчиков, и даже «порой рисковал подниматься в воздух, на своём аэроплане». Карпович был награждён орденом Св. Георгия и успешно служил в русской авиации, пока не погиб в результате катастрофы».

Это – изложение заметки из журнала, показанного А. Маресьеву в госпитале. Многие исследователи считают, что под фамилией Карповича выведен А. Н. Прокофьев-Северский. Некоторые историки полагают, что Б. Полевой выдумал этот персонаж. Однако, по воспоминаниям современников, сам А. П. Маресьев считал, что такой человек существовал на самом деле. Увы, в открытых источниках информации подробных сведений о нём нет.

 

Источник:

Ташкулов, И. Б. Избранное / И. Б. Ташкулов. – Волгоград : ООО «Новые краски», 2019. – 217 с. : фото.

Комментариев нет:

Отправить комментарий