вторник, 20 апреля 2021 г.

Песни Победы «Партизанская борода»

 Победа начиналась задолго до штурма Берлина. Мы не устанем это повторять. Она начинала коваться до войны, и в огненные годы эта работа не прекращалась ни на минуту. Песни Победы то звали в бой, то дарили минуты отдыха, заставляли улыбаться и шутить. Одну из шуточных песен времён Великой Отечественной войны мы хотим сегодня напомнить нашим читателям.

 ПАРТИЗАНСКАЯ БОРОДА

муз. Л. Бакалова, сл. М. Лапирова

 

Писать стихи молодой поэт Михаил Лапиров начал ещё в середине 30-х годов. Некоторые из его творений привлекли внимание композиторов и стали песнями, но широкого распространения ни одна из них не получила. Настоящий успех пришёл к нему в 1943 году, когда он написал замечательное стихотворение «Партизанская борода».

Идею песни подсказала поэту известная русская народная песня «Борода», которая начиналась такими словами: «Борода ль моя, бородушка, борода ль моя бобровая». Рассказывая о курьёзных хлопотах, которые доставляла борода молодому партизану, Лапиров использовал первую строку народной песни, слегка её перефразировав: «Борода ль моя, бородушка, до чего ты отросла».

Стихотворение так понравилось композитору Леониду Бакалову, что он написал к нему мелодию. Песня имела большой успех, и с этого момента между композитором и поэтом установилось многолетнее плодотворное сотрудничество. Всенародную известность «Партизанская борода» получила лишь тогда, когда её начал петь на своих концертах и записал на пластинку Леонид Утёсов.

 

Ситуация, описанная в песне, была «срисована с жизни», хотя автор стихотворения, пожалуй, не знал ничего о своём герое. «Чёрный генерал» (так прозвали фашисты) – командир партизанской дивизии Юрий Мурзин носил бороду… потому что ему в Москве посоветовали её отпустить. Вот что он говорил в одном из интервью: «Мне же было всего двадцать три, когда я стал начальником штаба партизанской бригады, а потом, когда погиб Ушияк, возглавил ее. А в отрядах почти все старше меня. И я отпустил бороду и говорил, что мне под сорок. А потом уже, после войны, когда решил сбрить, мои бойцы были страшно удивлены: мол, да ты, оказывается, пацан еще...»

Легендарный диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан, с чьим голосом в нашей памяти ассоциируются боевые сводки «От Советского Информбюро», утверждал, что среди прочих замечательных военных песен он больше всего любил озорную и лукавую песенку «Партизанская борода».

Песня «Партизанская борода» дожила до наших дней – её с удовольствием исполняют современные музыкальные коллективы.

«Дядя Ваня». «Партизанская борода»





Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий