воскресенье, 25 апреля 2021 г.

25 апреля 1943 года. Ленинград - Сталинграду

25 апреля 1943 года в Сталинград прибыло 40 вагонов из блокадного Ленинграда. Вагоны были загружены строительными механизмами, инструментом, электромоторами, радиоаппаратурой, различными материалами и книгами.

 

В фондах Ленинградского областного комитета КПСС (Ф. 24) и Ленинградского городского комитета КПСС (Ф. 25) Центрального государственного архива историко-политических документов (ЦГАИПД СПб) содержится комплекс источников, свидетельствующих о взаимодействии Ленинграда и Сталинграда в восстановительный период. Выявленные архивные документы позволяют оценить формы и масштабы оказанной поддержки в экстремальных условиях военного времени.

Прежде всего, стоит обратить внимание на материалы переписки Ленинградского и Сталинградского комитетов партии. 27 марта 1943 г. второй секретарь Ленинградского обкома и горкома А.А. Кузнецов отправил руководителям Сталинграда телеграмму, в которой содержался запрос о необходимой помощи. В скором времени последовал ответ от первого секретаря Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) А.С. Чуянова с благодарностью ленинградцам и перечислением требовавшихся для восстановления материалов. В том числе в телеграфном тексте Чуянова содержалась просьба об оказании содействия в разработке проектов жилых и административных зданий.

Ленинград живо откликнулся на просьбу: около пятидесяти промышленных и хозяйственных предприятий города начали сбор и подготовку грузов к отправке. Документы из фондов ЦГАИПД, ранее не привлекавшиеся в целях исследования темы, содержат подробную характеристику направленных каждым учреждением материалов и их количества в Сталинград. Например, завод резиновой обуви «Красный треугольник» и «Ленинградский регенераторный завод» выделили из своих ресурсов для Сталинграда 48 наименований инструментов, строительных материалов и измерительных приборов. Среди них – дрели, напильники, рубильники, резьбомеры, угломеры. Заводы оборонной промышленности (13 предприятий) направили в Сталинград бетономешалки, лебедки, электромоторы, насосы, краны, трубы и многое другое. 

Архитектурно-планировочное управление Ленгорисполкома передало сталинградцам проектные чертежи яслей, детских садов, школ, жилых домов, бань, гаражей. В сборе «подарков Сталинграду» также приняли участие предприятия пищевой промышленности. Примечательно, что список отправленных ими в город на Волге грузов состоял не из профильной продукции, а из инструментов, запчастей, оборудования, строительных материалов, спецодежды.

В движении под лозунгом «В помощь Сталинграду» приняли участие такие ленинградские учреждения, как «Кировский завод», «Большевик», «Металлист», Завод художественных красок, различные предприятия городского хозяйства, строительные организации, судостроительные, химические заводы. Все они вносили свой посильный вклад. Так, ультрамариновый завод «Республика» подготовил к отправке: скоб железных дверных – 100 штук, почтовых ящиков – 10 штук, телефонных аппаратов – 12 штук, гаечных ключей – 80 штук. Список грузов, собранных Ленинградской конторой «Главснаб» Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР, состоялиз 136 различных наименований общей стоимостью 129 тысяч 168 рублей 7 копеек.

Вместе с тем ленинградская общественность оказала огромную помощь библиотекам, школам, учреждениям культуры Сталинграда. Особый интерес представляет содержание ленинградских посылок. Показательно, что наряду с первоочередными строительными материалами в списке грузов оказались 16, 5 тонн книг. Два вагона были заняты под учебную, художественную, детскую, «массово-политическую» и научную литературу. Кроме того, еще два вагона предназначались для печатных машинок и типографского оборудования.

Ленинградский горком ВКП(б) пристально следил за формированием эшелонов для Сталинграда. Об этом свидетельствуют содержащиеся в фондах ЦГАИПД СПб сводки о принятии грузов Финляндской, Витебской и Московской товарными железнодорожными станциями. Их анализ позволяет представить, как Ленгорком буквально по дням получал информацию о том, сколько грузов было получено и подготовлено к отправке.

Известно, что в апреле 1943 г. в Сталинград отправился первый эшелон из 40 вагонов, содержавших около одной тысячи тонн различных грузов. В приветственной телеграмме сталинградцам от имени ленинградских трудящихся читаем: «<…> желаем быстрее восстановить Славный Сталинград и сделать его еще более прекрасным». Сопровождать первый эшелон подарков была призвана специально отобранная делегация из пяти человек. В делегацию вошли: второй секретарь Смольнинского райкома ВКП(б) Т.А. Петрова, машинист А. Е. Тюкин, работавший на «Кировском заводе» с 1903 года, секретарь комсомольской организации завода «Красноармеец» М. Я. Сарочанова (или Сарачанова), главный инженер Райкомунотдела Ленинского района А. Г. Угольников, известный архитектор И. И. Фомин.

Вслед за первым эшелоном последовал еще один. Подробная информация о подготовке второго состава содержится в документах ЦГАИПД. По сведениям волгоградского историка, участника Сталинградской битвы М. А. Водолагина, оба эшелона с подарками прибыли в Сталинград 12 апреля 1943 г. В своем исследовании историк отметил: «Ярким кумачом горели надписи на вагонах «Ленинград – Сталинграду».

Ученые нашего города, авторы известного научного труда «Непокоренный Ленинград» приводили несколько отличающиеся данные. Эшелон из упоминавшихся 40 вагонов отправился в Сталинград не в начале апреля 1943 г., а в конце месяца – 25-го числа – и его сопровождала делегация из 6, а не из 5 человек.

Согласно «Справке об отправке оборудования и материалов для восстановления города Сталинграда», подготовленной для секретаря Ленинградского горкома Я.Ф. Капустина, всего к маю 1943 г. «в порядке помощи трудящимся Сталинграда собрано и отправлено механического оборудования и различных материалов 161 вагон, из них: Октябрьской железной дорогой 88 вагонов и предприятиями города 73 вагона». Сталинградцам отправлялось: «2 паровоза, военно-восстановительный поезд, 10 передвижных вагонов-станций, 252 объекта для телефонной и силекторной связи, 101 комплект стрелочных переводов, 3 подъемных крана, вагон-мастерская по ремонту железно-дорожных путей, запасных частей и по ремонту паровозов и вагонов – 120 тонн, электромоторов – 64, трансформаторов – 6, материалов сантехники – 800 тонн, инструмента – 10 тонн, метизы – 12 тонн, железа – 15 тонн, скобяных изделий – 30 тонн и другие материалы».

Речь следует вести предположительно о четырех эшелонах: два эшелона комплектовали промышленные предприятия города (73 вагона) и столько же Октябрьская дорога (88 вагонов). Причем, последний состав в пути столкнулся с трудностями. В Ленинградский горком начальник эшелона Петров (инициалы неизвестны) дважды 7 мая 1943 г. отправлял телеграммы с просьбами оказать помощь в продвижении грузов: составы с подарками для Сталинграда в течение трех суток были «безнадежно» брошены в районе Арзамаса. Судя по всему, Горком принял меры, и груз был доставлен по назначению. Уже 22 мая 1943 г. из Сталинграда пришло письмо, в котором выражалась глубокая благодарность ленинградцам за присланные подарки: «Ваша братская помощь особенно дорога нам потому, что мы знаем, как тяжело Вам самим, перенесшим долгие месяцы тягчайшей осады, героически выдержавшим невиданные лишения и трудности <…> Спасибо, сердечное спасибо, дорогие друзья, за помощь в восстановлении города Сталина».

Думается, приведенные данные о количестве отправленных в Сталинград вагонов могут быть признаны достоверными. Хотя в литературе встречаются и другие цифры. Ленинградский историк, блокадница Н.Д. Худякова в статье, приуроченной к своему столетию, сообщает об отправке 40 и 84 вагонов разных грузов из Ленинграда (те же данные встречаем в сборнике «Непокоренный Ленинград». Ленинград, 1970). Нина Дмитриевна цитирует при этом еще одно благодарственное письмо сталинградцев от 26 октября 1943 г. Приведем из него некоторые отрывки: «Вклад Ленинграда в восстановление волжской твердыни огромен. Здания города строятся сейчас с помощью присланных из Ленинграда механизмов, оборудуются ленинградским железом, электроарматурой. В цехах восстанавливаемых заводов работают ленинградские станки, электромоторы, его артисты первыми посетили город <…> Сейчас среди строителей возрождающегося города немало инженеров и техников – ленинградцев. Сталинградцы навсегда сохранят память о том, как великий город Ленина, перенесший тяжелые месяцы осады, протянул свою мужественную руку волжскому городу-брату».

Весьма примечательно, что взаимоотношения двух городов в период войны в полной мере отразили многообразный процесс тесного сотрудничества жителей разных регионов огромной страны. Неслучайно и Сталинград оказал немалую помощь ленинградцам в самую тяжелую для них пору. По данным исследования Н.Я. Комарова, в первую блокадную зиму в феврале 1942 г. по решению Сталинградского обкома ВКП(б) в Ленинград было отправлено пять тонн рыбопродуктов, 1700 тысяч банок консервов, 1524 тонны мяса. Другим видом помощи стала забота об эвакуированных в Сталинград весной 1942 г. жителях города на Неве, об их размещении и трудоустройстве.

Как видим, взаимодействие Ленинграда и Сталинграда в дни Великой Отечественной войны носило разносторонний характер. Города объединяла не только общая героическая военная судьба, но и взаимовыручка, выразившаяся в материально-техническом и продовольственном снабжении.

 

Источник:

Баландина, О. А. Ленинградцы в движении «Помощь Сталинграду» / О. А. Баландина // Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://spbarchives.ru/cgaipd_publications/-/asset_publisher/yV5V/content/id/3426737

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий