пятница, 23 апреля 2021 г.

Вехи космического пути. Орбитальная космическая станция «Салют»

 19 апреля 1971 - запущена орбитальная космическая станция «Салют» - орбитальная станция первого поколения.

23 апреля 1971 г. запущен космический корабль «Союз-10» с экипажем в составе В.А. Шаталова, А.С. Елисеева и Н.Н. Рукавишникова для стыковки с ОКС «Салют».

 Советская долговременная научная космическая станция «Салют», стартовавшая в космос 19 апреля 1971 г., успешно функционировала на орбите спутника Земли около 6 месяцев — до 11 октября 1971 г.

Работа над ОКС «Салют» началась в конце 1969 года. В это время ЦКБЭМ было в СССР признанным лидером в области реализации пилотируемых космических программ. Над созданием пилотируемых средств в интересах Минобороны СССР работал и коллектив Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, г. Реутов), возглавляемый генеральным конструктором В.Н. Челомеем. ЦКБМ разрабатывал пилотируемый орбитальный комплекс «Алмаз», который должен был стать противовесом американскому проекту MOL (пилотируемая орбитальная станция военного назначения с задачами разведки и управления с орбиты наземными военными средствами).

США активно работали над созданием орбитальной станции «Скайлэб» с использованием в качестве ее гермокорпуса бака III ступени ракеты-носителя «Сатурн-5». Был уже определен срок запуска этой станции – середина 1972 года. Наша страна явно упускала приоритетное направление работ. Дух соперничества между двумя ведущими космическими державами явился, в известном смысле, прекрасным стимулом для развития в них космической техники, в том числе по направлению создания орбитальных станций.

Учитывая, что в ЦКБЭМ в этом направлении работы уже велись, и, зная о действительном состоянии работ по ОС «Алмаз», группа специалистов ЦКБЭМ (К.Д. Бушуев, С.О. Охапкин, Б.Е. Черток, С.С. Крюков, К.П. Феоктистов, Б.В. Раушенбах) обратилась к секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову с предложением в короткие сроки создать орбитальную станцию научного и народнохозяйственного назначения. Суть предложения заключалась в создании конструкции орбитальной станции с использованием задела по орбитальному блоку станции «Алмаз» и установке на нем бортовых систем космического корабля «Союз». Сам корабль «Союз» (модификация 7К-Т) предлагалось использовать для доставки на станцию экипажа.

Несмотря на уникальный опыт, накопленный ЦКБЭМ в области пилотируемой космонавтики, создание орбитальных станций требовало решения многих новых технических проблем и организационных вопросов. В декабре 1969 года эти работы возглавил Ю.П. Семенов в качестве ведущего конструктора.

В феврале 1970 года был выпущен проект по долговременной орбитальной станции (ДОС), которая в дальнейшем стала называться «Салют». В начале марта 1970 года состоялась первая встреча специалистов ЦКБЭМ и ЦКБМ (Ф), которым в дальнейшем суждено было совместно решать множество технических и организационных проблем, а также отстаивать это направление работ в своих организациях. Тогда же, в марте 1970 года, Ю.П. Семенов впервые встретился с В.Н. Челомеем. Во время этой встречи удалось согласовать передачу четырех корпусов станции «Алмаз» для работ по ДОС. Эти четыре корпуса были доработаны и использованы для создания летного изделия, а также экспериментальных макетов для проверки принятых технических решений. Это позволило значительно сократить сроки создания первой в мире орбитальной станции «Салют».

19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» с ДОС № 1, которая получила название «Салют». Это название сохранилось для всей последующей серии орбитальных станций. Мало кто знает, что название станции в действительности было «Заря». Именно это слово крупными буквами было написано на ее корпусе, с этим названием первая станция ушла в полет. Но пришлось срочно, буквально перед стартом, ее переименовывать, потому что, как оказалось, это название для космического аппарата уже использовалось в Китае.

Во время полета долговременной орбитальной научной станции «Салют» предстояло решить две основные задачи: исследование возможности длительного пребывания человека в космосе и проведение широкой программы научных экспериментов.

Для решения первой из этих задач предусматривалась большая программа медико-биологических экспериментов с участием членов экипажа станции. Был разработан комплекс средств, обеспечивающих всестороннюю физическую тренировку космонавтов в полете, так как физическая нагрузка позволяет в определенной степени компенсировать отсутствие силы тяжести при длительном пребывании человека в космосе и создает условия для ускоренной реадаптации человеческого организма после возвращения на Землю.

Для решения второй задачи потребовалось разместить в отсеках станции большое количество научных приборов и инструментов, общая масса которых превысила 1200 кг.

При проектировании станции имелось также в виду, что выполнение насыщенной программы научно-технических экспериментов и испытания бортовых систем и агрегатов в сложных условиях длительного космического полета дадут первый опыт эксплуатации космических аппаратов нового типа — обитаемых орбитальных станций.

Перед разработчиками станции «Салют» была поставлена задача создания длительно действующей в космосе научной лаборатории, посещаемой в орбитальном полете сменяемыми экипажами. Для доставки и возвращения экипажей, транспортировки отдельных элементов оборудования, объектов и результатов исследования предусматривалось использование космических кораблей серии «Союз».

При создании станции «Салют» планировалось проведение научных исследований на ее борту как в пилотируемом режиме, когда транспортный корабль состыкован с орбитальным блоком станции и экипаж находится в ее помещениях, так и во время полета орбитального блока станции в автоматическом режиме, без экипажа.

Согласно проекту часть результатов проводимых на станции научных исследований должна была передаваться на Землю радиотелеметрической системой, другую ее часть предусматривалось доставлять в транспортном космическом корабле. Таким образом обеспечивалась возможность перевозки с орбиты на Землю отснятых фото- и киноматериалов, фотоэмульсионных блоков, контейнеров с биологическими объектами, бортовых журналов с научными наблюдениями космонавтов.

К работе по созданию орбитальной научной станции «Салют» был привлечен большой коллектив ученых, конструкторов, инженеров, техников и рабочих. Непосредственное участие в разработках принимали летчики-космонавты СССР, уже имеющие опыт космических полетов.

В результате проведенной работы был создан один из наиболее тяжелых и сложных космических аппаратов, выведенных на околоземную орбиту. В комплекс орбитальной станции входят: орбитальный блок, выводимый на орбиту без экипажа, и транспортный корабль с экипажем, выводимый отдельной ракетой-носителем и стыкуемый на орбите с орбитальным блоком. В составе экипажа - командир, бортинженер и инженер-исследователь.

Общая масса станции после стыковки составляла 25 600 кг, в том числе масса орбитального блока после выведения на орбиту 18 900 кг, масса транспортного корабля на орбите 6 700 кг. На борту станции размещалось свыше 1300 отдельных приборов и агрегатов.

Геометрические характеристики станции: общая длина в состыкованном состоянии 23 м, длина орбитального блока 16 м, максимальный диаметр орбитального блока 4,15 м, максимальный поперечный размер станции по раскрытым солнечным батареям 11 м.

Для проведения научных экспериментов, визуального наблюдения, фото- и киносъемки в отсеках станции предусмотрено 27 иллюминаторов.

Для перехода экипажа из транспортного корабля в орбитальный блок и обратно служит стыковочный узел. После стыковки экипаж может работать и отдыхать как в отсеках станции, так и в помещении транспортного корабля, осуществляя переход непосредственно через стыковочный узел, без выхода в открытый космос.

В соответствии с принятым для советской космической техники направлением в обитаемых отсеках станции на орбите поддерживались земные газовый состав и давление атмосферы, обеспечивающие наилучшие условия для жизнедеятельности космонавтов.

На станции «Салют» впервые предусмотрена возможность ремонта и замены аппаратуры и оборудования в полете силами экипажа. Размещение и компоновка оборудования и приборов выполнены с учетом возможности доступа к ним в случае каких-либо повреждений или неисправностей. На борту станции имелись набор инструментов, приспособлений и некоторые запасные агрегаты.

Первая экспедиция на станцию (космонавты В.А. Шаталов, А.С. Елисеев и Н.Н. Рукавишников) на корабле «Союз-10» стартовала с космодрома Байконур 23 апреля 1971 года. Механический захват станции с помощью стыковочного механизма корабля «Союз-10» был выполнен, но из-за неполадок, возникших при стягивании, штатная стыковка не состоялась, и экипажу пришлось вернуться на Землю.

Вторая экспедиция стартовала на орбиту 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11». Стыковка и переход экипажа на станцию прошли нормально. Космонавты работали на орбите около 23 суток, установив абсолютный рекорд пребывания человека в космосе. Экипаж выполнил программу научных, технических и медицинских экспериментов. Было проведено картографирование звездного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион» (такие наблюдения не могут проводиться на Земле из-за поглощения атмосферой излучения в ультрафиолетовой области спектра); исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства; большая программа медицинских экспериментов.

«Союз-11» с экипажем был отстыкован от станции и совершил посадку на Землю 30 июня 1971 года. Посадка завершилась трагически: космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.И. Пацаев погибли из-за разгерметизации СА. В связи с аварией полеты экипажей на станцию далее не проводились, и она функционировала на орбите в беспилотном режиме. 11 октября 1971 года по команде с Земли станция вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана и прекратила свое существование.

Значение полета первых испытателей станции «Салют» трудно переоценить. Управляя полетом станции и выполняя разнообразные научные исследования, космонавты в течение всего полета сохраняли высокую работоспособность и хорошее настроение.

В полете орбитальной станции «Салют» успешно проведены испытания ее конструкции в целом, а также проверка всех агрегатов, бортовых систем и научной аппаратуры нового космического комплекса. Этот космический эксперимент открывает широкие перспективы практического использования орбитальных станций в интересах многих областей науки и народного хозяйства, в интересах советского народа и всего человечества.

 Подготовила Марина Николаевна Урусова



Комментариев нет:

Отправить комментарий