Образ поэта Александра Сергеевича Пушкина затмил реального человека и стал привлекать внимание не только литераторов и историков, но и деятелей искусства. В ХХ веке со страниц книг и живописных полотен этот образ шагнул в кинематограф, и Пушкин стал героем десятка фильмов.
Представляем вам подборку биографических кинолент и фильмов, в которых Александр Сергеевич является одним из проходных персонажей.
ЖИЗНЬ И
СМЕРТЬ ПУШКИНА
1910 год, режиссер Василий
Гончаров
В роли Пушкина — Владимир
Кривцов, Владимир Марков
Единственная ранняя кинокартина из пушкинской серии,
сохранившаяся с подлинными надписями. Вступительные титры восстановлены в
Госфильмофонде. Фильм хранится в Госфильмофонде.
Немая лента представляет собой набор эпизодов-иллюстраций ко всем этапам
жизни поэта: маленький Пушкин слушает сказки няни, потом читает стихи лицейским
друзьям, выступает на экзамене перед стариком Державиным, читает свои стихи
литераторам, Пушкин на аудиенции и императора, Пушкин вызывает Дантэса на
дуэль, дуэль и смерть Пушкина после получения прощального письма от императора.
Фильм Гончарова изобилует историческими ляпами, за которые на него набросились
просвещенные зрители сразу после выхода картины на экран.
ПОЭТ И ЦАРЬ
1927 год,
режиссеры — Владимир Гардин, Евгений Червяков
В роли Пушкина —
Евгений Червяков
«Поэт
и царь» стал первым историко-биографическим фильмом в истории советского кино
после выпущенной несколько ранее ленты «Степан Халтурин» и второй картиной о
жизни Пушкина после кинопостановки Гончарова «Жизнь и смерть А. С. Пушкина» (1910).
Фильм вызвал большую
критику у современников. По версии Червякова и Гардина трагедия поэта
объяснялась ухаживаниями царя Николая I за Натальей Николаевной.
Неоднозначен был и выбор актёров на главную роль. Ни Червяков, ни, тем более, Володко
не обладали портретным сходством со своими героями. Промахом авторов фильма
стал вульгарно-социологический подход к сложному конфликту, существовавшему
между Пушкиным и окружением Николая I. Неудачей закончилась и попытка, первая в
советском кинематографе, изобразить сам процесс творчества. Авторов фильма
обвиняли также в том, что вместо судьбы Пушкина они показали великосветские
балы и петергофские фонтаны. Многим сцены великосветского праздника показались
лишёнными вкуса и элементарного такта (скажем, Пушкин, осыпаемый розами).
Фильм
восстановлен и озвучен в 1968 году на Киностудии им. М. Горького режиссёром Александром
Гинцбургом.
ЮНОСТЬ ПОЭТА
1937 год, режиссер Абрам
Народицкий
В роли Пушкина — Валентин
Литовский
Фильм был снят к 100-летию со дня гибели поэта.
Консультантами картины стали пушкинисты Л. Б. Модзалевский и Н. В. Измайлов.
Фильм получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Исполнитель роли Пушкина, Валентин Литовский, и большинство исполнителей ролей
лицеистов погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
1814 год. Царское Село готовится встречать императора Александра
I и русскую армию после победы над Наполеоном. Но пятнадцатилетнего лицеиста
Пушкина больше волнуют собственные стихи и крепостная актриса Наташа…
ГЛИНКА
1946 год, режиссер Лео Арнштам
В роли Пушкина — Петр Алейников
Пушкин не главный герой. Фильм рассказывает историю жизни Михаила Глинки.
Важной вехой в творчестве композитора стало создание романса «Я помню чудное
мгновенье» на стихи Пушкина. Поэта сыграл Петр Алейников — к тому моменту уже
очень популярный актер.
Фильм был награждён Сталинской премией II степени (1947), а
также участвовал в международном кинофестивале в Канне (1946).
НАСЛЕДНИЦА ПО
ПРЯМОЙ
1982 год, режиссер - Сергей Соловьев
В роли Пушкина - Сергей Шакуров
Александр Сергеевич не главный герой, хотя весь сыр-бор разгорелся из-за
него. Старшеклассница Женя увлечена поэзией Пушкина. Окружающая жизнь кажется
ей неинтересной и пустой. Женя даже придумывает легенду, согласно которой она
состоит в отдаленном по времени, но прямом родстве с Пушкиным. Однажды рядом с
ней материализуется «поэт Пушкин А.С.» — так назван в фильме герой Сергея
Шакурова. Не то чтобы это был Александр Сергеевич Пушкин… Это скорее образ
поэта, довольно оригинальный.
В фильме использован подлинный текст письма А. С. Пушкина к
неизвестной (июль 1823 года, Одесса).
ПОСЛЕДНЯЯ
ДОРОГА
1986
год, режиссер Леонид Менакер
В
роли Пушкина – Юрий Хомутянский
Мелодрама
«Последняя дорога» представляет собой поэтическую реконструкцию событий, в
результате которых произошла трагическая гибель Александра Сергеевича Пушкина,
потрясшая всю страну. За что на самом деле сражался на дуэли гений русской
словесности, и кто является истинным виновником его смерти?
Опубликованная
в сороковых годах пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова «Александр Пушкин»
послужила отправной точкой для сценария к картине «Последняя дорога», снятой на
киностудии «Ленфильм» в 1986 году. Однако нельзя сказать, что сюжет этой ленты
полностью повторяет произведение Булгакова. Сценаристы взяли из него несколько
важных приемов, в том числе фокус повествования: ни в пьесе, ни в фильме самого
Пушкина почти нет. Фигура поэта остается за кадром, пропуская на передний план
окружение, обычно обделенное вниманием в стандартных биографиях.
ГРИБОЕДОВСКИЙ
ВАЛЬС
1995 год, режиссер Тамара
Павлюченко
В роли Пушкина — Юрий Беркун
Телефильм посвящен последнему этапу жизни Александра Грибоедова. В нем
есть эпизод сна Грибоедова, в котором ему является Пушкин. Классики пируют за
столом с белой скатертью, Пушкин сыплет поговорками и стихами.
ДЕНЬ ПОЛНОЛУНИЯ
1998 год, режиссер Карен
Шахназаров
В роли Пушкина — Евгений
Стычкин
Фантасмагория Карена Шахназарова — о связи всего со всем в мировой
истории. В этом панно нашлось место и эпизоду про встречу Пушкина с калмычкой
во время остановки в пути поэта на Кавказ.
РУССКИЙ
КОВЧЕГ
2002 год, режиссер Александр
Сокуров
В роли Пушкина — Роман Габриа
В роли Пушкина — Роман Габриа
Знаменитый киноэксперимент Александра Сокурова (фильм снят одним кадром,
без монтажных склеек) развернулся в Эрмитаже, то есть Зимнем дворце, где
клубились гости и посетители. Среди них и Пушкин со своей Натали.
ПУШКИН. ПОСЛЕДНЯЯ
ДУЭЛЬ
2006 год, режиссер Наталья
Бондарчук
В роли Пушкина — Сергей
Безруков
Премьера картины в российском прокате состоялась 1 декабря 2006 года.
Рекламный слоган фильма — «Пришло время узнать правду».
Фильм охватывает период,
предшествующий дуэли между великим русским поэтом Александром Сергеевичем
Пушкиным и офицером кавалергардского полка Жоржем де Геккерном (Дантесом), саму
дуэль, состоявшуюся 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, смерть
поэта и тайное расследование этого трагического события.
По версии авторов, поэт дружил с императором Николаем I и стал жертвой
антирусского заговора придворной камарильи, выполнявшей роль агентов влияния
западных дипломатов. Обстоятельства смерти расследуют глава тайной полиции Леонтий
Дубельт и полковник Галахов (вымышленный персонаж).
18-14
2007 год, режиссер Андрес
Пуустусмаа
В роли Пушкина — Станислав
Белозёров
1814 год. В Царском Селе, фешенебельном пригороде столицы Российской
империи - Петербурга, - находится Лицей: закрытая элитная школа при
императорском дворе Александра I. Самому старшему из учащихся - 18 лет (Иван
Малиновский), самому младшему - 14 (Константин Данзас), и это, помимо даты, ещё
одно объяснение названия картины.
В Царском Селе происходит цепь загадочных убийств. От рук неизвестного
погибают молодые женщины. Эти смерти объединяет один и тот же почерк, звериная
жестокость и странное орудие, которым наносятся увечья. В народе злодею
придумали прозвище - Царскосельский душегубец.
Размеренное течение жизни нарушено. Со свойственным своему возрасту
юношеским азартом лицеисты подключаются к поискам преступника. Но, случайно
узнав, кто скрывается под маской злодея, они оказываются в смертельной
опасности…
В основу сценария положен роман Дмитрия Миропольского «1814/Восемнадцать-четырнадцать».
Автором сценария также выступил Дмитрий Миропольский.
СПАСТИ ПУШКИНА
2017 год, режиссеры – Филипп Коршунов и
Павел Мирзоев
В роли Пушкина Константин Крюков
Школьники московского лицея случайно с помощью часов,
принадлежавших раньше Пушкину, переносят поэта в наше время. После этого перед
ними встаёт задача не только вернуть его обратно в XIX век, но и спасти его от
смерти на дуэли.
На XXVI Открытом кинофестивале «Киношок-2017» фильм
получил диплом «За лучший актёрский состав».
Комментариев нет:
Отправить комментарий