суббота, 6 июня 2020 г.

Образ Пушкина в кинематографе


Образ поэта Александра Сергеевича Пушкина затмил реального человека и стал привлекать внимание не только литераторов и историков, но и деятелей искусства. В ХХ веке со страниц книг и живописных полотен этот образ шагнул в кинематограф, и Пушкин стал героем десятка фильмов.
Представляем вам подборку биографических кинолент и фильмов, в которых Александр Сергеевич является одним из проходных персонажей.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ПУШКИНА
1910 год, режиссер Василий Гончаров
В роли Пушкина — Владимир Кривцов, Владимир Марков
Единственная ранняя кинокартина из пушкинской серии, сохранившаяся с подлинными надписями. Вступительные титры восстановлены в Госфильмофонде. Фильм хранится в Госфильмофонде.
Немая лента представляет собой набор эпизодов-иллюстраций ко всем этапам жизни поэта: маленький Пушкин слушает сказки няни, потом читает стихи лицейским друзьям, выступает на экзамене перед стариком Державиным, читает свои стихи литераторам, Пушкин на аудиенции и императора, Пушкин вызывает Дантэса на дуэль, дуэль и смерть Пушкина после получения прощального письма от императора. Фильм Гончарова изобилует историческими ляпами, за которые на него набросились просвещенные зрители сразу после выхода картины на экран.




ПОЭТ И ЦАРЬ
1927 год, режиссеры — Владимир Гардин, Евгений Червяков
В роли Пушкина — Евгений Червяков
«Поэт и царь» стал первым историко-биографическим фильмом в истории советского кино после выпущенной несколько ранее ленты «Степан Халтурин» и второй картиной о жизни Пушкина после кинопостановки Гончарова «Жизнь и смерть А. С. Пушкина» (1910).
Фильм вызвал большую критику у современников. По версии Червякова и Гардина трагедия поэта объяснялась ухаживаниями царя Николая I за Натальей Николаевной. Неоднозначен был и выбор актёров на главную роль. Ни Червяков, ни, тем более, Володко не обладали портретным сходством со своими героями. Промахом авторов фильма стал вульгарно-социологический подход к сложному конфликту, существовавшему между Пушкиным и окружением Николая I. Неудачей закончилась и попытка, первая в советском кинематографе, изобразить сам процесс творчества. Авторов фильма обвиняли также в том, что вместо судьбы Пушкина они показали великосветские балы и петергофские фонтаны. Многим сцены великосветского праздника показались лишёнными вкуса и элементарного такта (скажем, Пушкин, осыпаемый розами).
Фильм восстановлен и озвучен в 1968 году на Киностудии им. М. Горького режиссёром Александром Гинцбургом.



ЮНОСТЬ ПОЭТА
1937 год, режиссер Абрам Народицкий
В роли Пушкина — Валентин Литовский
Фильм был снят к 100-летию со дня гибели поэта. Консультантами картины стали пушкинисты Л. Б. Модзалевский и Н. В. Измайлов. Фильм получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Исполнитель роли Пушкина, Валентин Литовский, и большинство исполнителей ролей лицеистов погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
1814 год. Царское Село готовится встречать императора Александра I и русскую армию после победы над Наполеоном. Но пятнадцатилетнего лицеиста Пушкина больше волнуют собственные стихи и крепостная актриса Наташа…



ГЛИНКА
1946 год, режиссер Лео Арнштам
В роли Пушкина — Петр Алейников
Пушкин не главный герой. Фильм рассказывает историю жизни Михаила Глинки. Важной вехой в творчестве композитора стало создание романса «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина. Поэта сыграл Петр Алейников — к тому моменту уже очень популярный актер.
Фильм был награждён Сталинской премией II степени (1947), а также участвовал в международном кинофестивале в Канне (1946).



НАСЛЕДНИЦА ПО ПРЯМОЙ
1982 год, режиссер - Сергей Соловьев
В роли Пушкина - Сергей Шакуров
Александр Сергеевич не главный герой, хотя весь сыр-бор разгорелся из-за него. Старшеклассница Женя увлечена поэзией Пушкина. Окружающая жизнь кажется ей неинтересной и пустой. Женя даже придумывает легенду, согласно которой она состоит в отдаленном по времени, но прямом родстве с Пушкиным. Однажды рядом с ней материализуется «поэт Пушкин А.С.» — так назван в фильме герой Сергея Шакурова. Не то чтобы это был Александр Сергеевич Пушкин… Это скорее образ поэта, довольно оригинальный.
В фильме использован подлинный текст письма А. С. Пушкина к неизвестной (июль 1823 года, Одесса).



ПОСЛЕДНЯЯ ДОРОГА
1986 год, режиссер Леонид Менакер
В роли Пушкина – Юрий Хомутянский
Мелодрама «Последняя дорога» представляет собой поэтическую реконструкцию событий, в результате которых произошла трагическая гибель Александра Сергеевича Пушкина, потрясшая всю страну. За что на самом деле сражался на дуэли гений русской словесности, и кто является истинным виновником его смерти?
Опубликованная в сороковых годах пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова «Александр Пушкин» послужила отправной точкой для сценария к картине «Последняя дорога», снятой на киностудии «Ленфильм» в 1986 году. Однако нельзя сказать, что сюжет этой ленты полностью повторяет произведение Булгакова. Сценаристы взяли из него несколько важных приемов, в том числе фокус повествования: ни в пьесе, ни в фильме самого Пушкина почти нет. Фигура поэта остается за кадром, пропуская на передний план окружение, обычно обделенное вниманием в стандартных биографиях.



ГРИБОЕДОВСКИЙ ВАЛЬС
1995 год, режиссер Тамара Павлюченко
В роли Пушкина — Юрий Беркун
Телефильм посвящен последнему этапу жизни Александра Грибоедова. В нем есть эпизод сна Грибоедова, в котором ему является Пушкин. Классики пируют за столом с белой скатертью, Пушкин сыплет поговорками и стихами.



ДЕНЬ ПОЛНОЛУНИЯ
1998 год, режиссер Карен Шахназаров
В роли Пушкина — Евгений Стычкин
Фантасмагория Карена Шахназарова — о связи всего со всем в мировой истории. В этом панно нашлось место и эпизоду про встречу Пушкина с калмычкой во время остановки в пути поэта на Кавказ.



РУССКИЙ КОВЧЕГ
2002 год, режиссер Александр Сокуров
В роли Пушкина — Роман Габриа
Знаменитый киноэксперимент Александра Сокурова (фильм снят одним кадром, без монтажных склеек) развернулся в Эрмитаже, то есть Зимнем дворце, где клубились гости и посетители. Среди них и Пушкин со своей Натали. 



ПУШКИН. ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ
2006 год, режиссер Наталья Бондарчук
В роли Пушкина — Сергей Безруков
Премьера картины в российском прокате состоялась 1 декабря 2006 года.
Рекламный слоган фильма — «Пришло время узнать правду».
Фильм охватывает период, предшествующий дуэли между великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным и офицером кавалергардского полка Жоржем де Геккерном (Дантесом), саму дуэль, состоявшуюся 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, смерть поэта и тайное расследование этого трагического события.
По версии авторов, поэт дружил с императором Николаем I и стал жертвой антирусского заговора придворной камарильи, выполнявшей роль агентов влияния западных дипломатов. Обстоятельства смерти расследуют глава тайной полиции Леонтий Дубельт и полковник Галахов (вымышленный персонаж).

18-14
2007 год, режиссер Андрес Пуустусмаа
В роли Пушкина — Станислав Белозёров
1814 год. В Царском Селе, фешенебельном пригороде столицы Российской империи - Петербурга, - находится Лицей: закрытая элитная школа при императорском дворе Александра I. Самому старшему из учащихся - 18 лет (Иван Малиновский), самому младшему - 14 (Константин Данзас), и это, помимо даты, ещё одно объяснение названия картины.
В Царском Селе происходит цепь загадочных убийств. От рук неизвестного погибают молодые женщины. Эти смерти объединяет один и тот же почерк, звериная жестокость и странное орудие, которым наносятся увечья. В народе злодею придумали прозвище - Царскосельский душегубец.
Размеренное течение жизни нарушено. Со свойственным своему возрасту юношеским азартом лицеисты подключаются к поискам преступника. Но, случайно узнав, кто скрывается под маской злодея, они оказываются в смертельной опасности…
В основу сценария положен роман Дмитрия Миропольского «1814/Восемнадцать-четырнадцать». Автором сценария также выступил Дмитрий Миропольский.


СПАСТИ ПУШКИНА
2017 год, режиссеры – Филипп Коршунов и Павел Мирзоев
В роли Пушкина Константин Крюков
Школьники московского лицея случайно с помощью часов, принадлежавших раньше Пушкину, переносят поэта в наше время. После этого перед ними встаёт задача не только вернуть его обратно в XIX век, но и спасти его от смерти на дуэли.
На XXVI Открытом кинофестивале «Киношок-2017» фильм получил диплом «За лучший актёрский состав».



Комментариев нет:

Отправить комментарий